Примерное время чтения: 2 минуты
75

Дураковская мечта

ФИЛЬМ Андрея Кончаловского "Дом дураков" вот уже три месяца у всех на устах. Его награждают на фестивале в Венеции и выдвигают от России на "Оскар". И ему же предъявляют счета политического, художественного и морального порядка, доводя критику до уровня скандала.

Сюжет картины был подсказан телевизионным сюжетом: во время первой чеченской войны психбольница в Ингушетии оказалась в зоне боевых действий. В страхе перед наступающими чеченцами врачи покинули больных, и те организовали нечто вроде независимой республики. Среди многочисленных персонажей психушки (есть там и ходячие пародии на актеров нашей политической сцены) в центре оказывается шепелявая молодая женщина, мечтающая ни много ни мало о Брайане Адамсе. И заокеанский поп-идол с легкой руки Кончаловского является своей "Христовой невесте" во плоти и крови - является в оживших грезах, в качестве долгожданного жениха. Воображение прелестной дурочки, которую, с легкой оглядкой на Бьорк, играет жена режиссера Юлия Высоцкая, оказывается сильнее реальности и побеждает ее.

Кончаловский снял очень личное кино о "второстепенных людях" в безумном мире - если на минуту забыть, что эту тему давно и прочно монополизировала Кира Муратова, так и назвавшая один из своих последних фильмов. Впрочем, к категории "второстепенных людей" можно причислить и хромоножку Асю из ранней картины Кончаловского "Асино счастье", и Гомера с Эдди из одноименного фильма, снятого русским режиссером в Америке. Так что ничего нелогичного для Кончаловского в появлении "Дома дураков" нет. Праведный же гнев противников картины подмечает: воины-федералы показаны не ангелами, а чеченцы, по крайней мере, колоритны и артистичны. Но только крайне предвзятый ум может предположить, что на экране те самые террористы с Дубровки, чей демонический образ растиражирован прессой. В фильме и война другая, и вообще, как сказано, он не совсем об этом - хотя, конечно, об этом тоже.

Кончаловский снял неровный, негладкий, но живой и честный фильм. Даже пожертвовав в чем-то пресловутым "голливудским" профессионализмом, в отсутствие которого этого режиссера прежде никогда никто не решался упрекнуть.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно