Примерное время чтения: 8 минут
191

Цыганские орнаменты Гарика Сукачева

У Сукачева вышел очередной сольник. Называется "Барышня и дракон". Те, кому нравятся "Боцман и Бродяга", "Песни с окраины", с удовольствием прослушают и эту работу. Тем более что Гарик "обрел" новое звучание. Сам он определяет его как "музыку румынских цыганских оркестров". И признается, что этот пласт музыкальной культуры всегда его интересовал.

- Поясни, пожалуйста: румынские цыганские оркестры - это термин, придуманный тобой? Или это такое же устойчивое сочетание, как, скажем, ритм-энд-блюз?

- Румынские цыганские оркестры (впрочем, как и венгерские) - это конкретный термин. Они существовали до войны, а потом просто исчезли. Были огромные оркестры - до 40 исполнителей. В тех странах, где была представлена эта музыка, наблюдались гонения не только на евреев, но, как мы помним, и на цыган. Разрушение этнических культур. После войны произошел раздел мира, и искусство стало развиваться иначе. Этому пласту культуры уже не было места.

- Если тебя всегда интересовала эта музыка, значит, ее отголоски должны быть слышны в творчестве и "Бригады С", и "Неприкасаемых"?

- Это не связано с "Бригадой С", это имеет отношение лишь к моим "любовям" и "нелюбовям". В первую очередь - к музыкальным конструкциям, к тому, каким образом живет произведение, как оно построено, какие инструменты там звучат.

У русской и цыганской музыки совершенно одинаковая орнаментальность. Я имею в виду, что любая деревенская музыка (не хоры православные, которые за этнос принимаются ошибочно, а то, что бабушки в деревнях поют, в любой глубинке) носит тот же характер, что и орнамент - на рубашках, сарафанах. Собственно, любая этническая музыка орнаментальна - так вот, цыганский музыкальный орнамент абсолютно схож с русским.

- Каждый, кто занимается рок-н-роллом (молодежной, в общем-то, музыкой), рано или поздно встает перед вопросом: куда дальше двигаться? Можно по-прежнему трясти патлами, изображать молодецкую удаль, как делают, скажем, Deep Purple. Можно переквалифицироваться в поп-исполнителя, как Пол Маккартни. Если взглянуть на наших музыкантов, возникает ощущение, что все вы ищете какой-то третий путь...

- Каждый занимается тем, что ему нравится. Я особого духоборства в массовом масштабе что-то не наблюдал (если его и называть пресловутым третьим путем). Взять тот же "ЧайФ". Группа отлично разрабатывает свой стиль и выпускает хорошие пластинки. Гребенщиков занимается своей музыкой, Кинчев - своей.

- И все-таки, наверное, тяжело петь песни, которые спеты уже тысячу раз? С другой стороны, публика ждет, просит.

- Когда просят, я пою. Конечно, нельзя забывать о тех, для кого мы работаем. Ведь это бред сивой кобылы, когда говорят: "Я это делаю только для себя". Я тоже так говорил лет двадцать назад, хотя думал прямо противоположное.

- Все в курсе, как гастролируют поп-звезды - по ТВ идут сюжеты, концерты показывают. А как с этим у "Неприкасаемых"? Неужто в маленьком городе достаточно афишу повесить и полный зал собрать?

- У нас с этим всегда было хорошо, где бы мы ни играли. На отсутствие публики пожаловаться не могу. В среднем каждую неделю мы посещаем два-три города. А вообще сейчас рок-администраторов уже не существует. Одни и те же промоутерские компании проводят концерты и поп-, и рок-исполнителей.

Сейчас, наверное, очень сложно сказать, кто играет рок, а кто поп. Тот же "Мумий Тролль" находится где-то посередине...

При всем моем неплохом отношении к Лагутенко, думаю, ему надо прожить еще какое-то время, чтобы сделать что-то значимое. Пока он этого не сделал. На Брайана Ино он не тянет.

- В чем, по-твоему, это "значимое" должно проявиться?

- Чтобы объединить людей вокруг себя, таланту не нужны промоутеры. Да, Лагутенко - современный парень, он правильно все делает. Но за этим ничего не стоит, кроме хорошей рекламной кампании. Полный ноль. Без палочки. "Утекай", "Перетекай", "Недотекай" - сколько угодно этих звукозаписей есть. Нужно быть на виду - время такое. "Вытащить", как ты сказал, или "притащить" - вот точное слово для этой деятельности. Все эти имена не ассоциируются у меня с серьезной, прогрессивной рок-музыкой.

Что это у него - очередной центр Стаса Намина, что ли? Но Стас в свое время собрал вокруг себя людей, которые уже состоялись без него. Все они существовали без него совершенно спокойно. Если Лагутенко - подвижник какой-то, дай ему Бог. Но вот почему-то об Оле Арефьевой, о Янке, о Жанне Агузаровой мы услышали помимо других имен. Да и о самом Лагутенко... Да, там были деньги. Но давай вспомним другую историю, связанную с группой "Ногу свело!" Вокруг них был еще больший ажиотаж, чем вокруг "Мумий Тролля". Кучу призов они в свое время получили. Если Лагутенко просуществует пять лет и будет выпускать хорошие альбомы, как "Ногу свело!", которая заняла свою нишу в поп-музыке, то очень хорошо. Сейчас пока что только одна реклама. Если первый альбом, брит-поповский, был модным и всем понравился, то второй вышел беспомощным и отвратительным. И все это заметили. Только сделали хорошую мину при плохой игре: "Ну, зато парень модный". Посмотрим, что будет дальше. Сейчас у него как раз такая пора, когда надо хорошенько задуматься над тем, что он делает. Кричать: "Спасибо большое!" - уже мало кому интересно. Делать одну улыбку на два с половиной часа концерта - тоже. Загадочный образ? Да, девочки любят. Группа Duran Duran стала популярной за счет женщин. "Мумий Тролль" пока тоже популярен за счет женщин. Если Лагутенко не устраивает такая популярность (а я подозреваю, что нет), то ему надо сесть и хорошо подумать о самом себе: что и каким образом он хочет делать. Ему прежде всего нужно стать музыкантом. Только тогда к этому человеку можно будет относиться с уважением и как к себе подобному. Пока молодой еще.

Включи "Ключи"

Недавно в радиоэфире зазвучал русский вариант песни английской группы "Риалто", снабженный вместо привычного "it's monday morning 5:19" текстом на "великом и могучем": "И в понедельник ты один..." Название группы, его исполнившей, - "КЛЮЧИ". В их дебютном альбоме "Ты еще не знаешь" этот "кавер" носит слегка видоизмененное название - "Понедельник, 5:25". Это потому, что "художественная реальность" в песне из английской стала типично русской - вот и произошел сдвиг во времени. Плюс аранжировали "Ключи" заморский хит под мелодию из легендарного отечественного киносериала "Семнадцать мгновений весны".

АВООБЩЕ-ТО "Ключи" - хоть и новая группа, но музыканты, в ней играющие, - далеко не новички. Гитарист Александр Портнов параллельно играет в "Свинцовом тумане". Барабанщик Дмитрий Сухачев "стучит" еще и в модной группе "Экзе". Второй гитарист, Андрей Голованов, - одновременно участник тяжелорокового "Легиона". Вместе с ними в группу входят Иван Курнаев - бас-гитара, Олег Бобков - клавиши и красавица (настолько красавица, что даже снялась в нескольких рекламных ТВ-роликах!) Флора Бусинге - бэк-вокал.

Основатель, лидер и вдохновитель коллектива - вокалист Тимур Валеев. Начал он свою музыкальную "карьеру", страшно сказать, - в 6 лет! Ходил заниматься "на фоно", играл на гитаре в школьном, затем институтском, а потом - армейском бэндах. Был период, когда Тимур оставил музыку и ушел в бизнес. В этой области к нему довольно быстро пришел успех - а с ним средства. Но в один прекрасный момент Тимур решил, что зарабатывать на жизнь, сидя в офисе, скучно. И тогда пришло решение вернуться к тому занятию, к которому с младых ногтей лежала душа. Практически все свои сбережения Тимур в одночасье потратил на группу, собранную из старых друзей, - те самые "Ключи". И снова превратился в музыканта, живущего только своей музыкой и одним днем. О чем не жалеет.

Кстати, о названии. "Ключи" - это отнюдь не развитие мысли на тему The Doors ("Двери"). Просто ключи бывают разные - от разводного до скрипичного. И таким образом, назвавшись "Ключами", можно хоть в хэви-метал удариться, хоть романсы исполнять. Играют же "Ключи" пока просто поп-рок, но стараясь придавать ему "русский национальный колорит". Другими словами, "Ключи" задались целью объединить современный "гитарный поп" (тех же Rialto), мелодичные и слезливые баллады в духе Брайана Адамса... и издавна популярную у нас в народе дворовую манеру в духе 80-х а-ля группа "Кино". Не можете представить, как такой гибрид может звучать? Слоган на плакате в ответ на это гласит: "Включи "Ключи"!"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно