aif.ru counter
33

Поехали?

АиФ Европа № 8 09/09/2004

НУЖНЫ ЛИ Европе иммигранты? Экономисты и демографы не устают напоминать, что европейское население быстро стареет и без притока рабочей силы из-за рубежа в будущем уже не сможет себя обеспечивать. Но с этими доводами согласны не все европейские правительства.

ТАКИЕ страны, как Германия, Швейцария и Великобритания, стремятся привлечь квалифицированных сотрудников (особенно в области высоких технологий) из-за рубежа, потому что своих катастрофически не хватает. В Испании и Португалии, наоборот, "ворота" в первую очередь открыты для мигрантов, готовых трудиться на сезонных работах, не требующих особенной квалификации, например в сельском хозяйстве.

Ситуация с иммиграцией в Европе сильно изменилась за последнее десятилетие. Поток приезжающих сюда, чтобы работать и жить, уже вырос за это время почти на 20%, и при этом европейским странам приходится продолжать искать специалистов за рубежом. Небывалый рост нелегальной иммиграции, которая превратилась в прибыльный международный бизнес, создает множество социальных и политических трудностей, не говоря уже о криминальном аспекте этого "предприятия".

Принятые десятки лет назад законы не могут решить проблем эпохи глобализации. Поэтому европейские страны одна за другой реформируют или создают заново свое иммиграционное законодательство.

Посоветовались и решили

В ГЕРМАНИИ недавно был принят новый закон об иммиграции - после четырех лет парламентских и общественных дебатов, в силу он вступит с 2005 года. Закон подразумевает, в частности, упрощение иммиграционных процедур для квалифицированных специалистов. А также бизнесменов, при условии инвестирования в немецкую экономику "всего-то" 1 миллиона евро и создания 10 рабочих мест.

Во ФРАНЦИИ принятый в ноябре прошлого года так называемый закон Саркози (по имени министра внутренних дел), напротив, затруднил получение вида на жительство иностранцам, желающим обосноваться или просто поработать во Франции на законных основаниях. Иностранец, приезжающий во Францию по рабочему контракту (если он не гражданин одной из 15 "старых" стран Евросоюза), получает вид на жительство сроком на 1 год, который положено ежегодно "обновлять" в течение 5 лет. (Раньше этот срок составлял 3 года.) Через пять лет иностранец имеет право подать прошение о предоставлении ему десятилетнего вида на жительство с правом на работу. Воссоединение семьи возможно только в том случае, если зарплата превышает 1000 евро (минимальный оклад), в среднем через два года после начала работы. Претендовать на французское гражданство можно, прожив в стране 5 лет, имея работу и доказав свою благонадежность. Натурализация в связи с браком с гражданином (гражданкой) Франции тоже возможна. Однако теперь стаж безоблачной семейной жизни должен составлять не менее двух лет, прежде чем иностранец сможет подавать документы на гражданство.

В ВЕЛИКОБРИТАНИИ последние серьезные изменения в иммиграционное законодательство были внесены полтора года назад, когда был принят "Акт о гражданстве, иммиграции и убежище". Главной целью этого закона было углубление интеграции иммигрантов и предотвращение религиозного экстремизма. С того момента, как Елизавета II поставила под ним свою подпись, стать британским подданным можно, только сдав экзамен на знание английского языка, торжественно поклявшись в лояльности Великобритании. Для этого даже была разработана специальная церемония. Очень уж англичане их любят, эти церемонии.

Для приема квалифицированной рабочей силы в Великобритании с 2002 года существует программа "Highly Skilled Migrant Programme", по которой представители ряда профессий могут въехать в страну на год, даже если у них нет контракта на работу. Чтобы получить право на въезд, претенденту нужно набрать определенное число баллов по особой шкале, которая учитывает его доходы в прошлом, образование, опыт работы и проч. Если иммигрант успешен в своей деятельности в течение нескольких лет, он может подать прошение о предоставлении постоянного вида на жительство.

ШВЕЙЦАРИЯ (не состоит в Евросоюзе) традиционно очень привлекательна для иностранных рабочих и служащих, и сегодня каждый пятый житель Швейцарии - иностранец, при этом половина иммигрантов - неевропейцы. Потребность обновить иммиграционное законодательство (так называемый "Закон об иностранцах", принятый еще в 1931 году) назрела уже давно, и в июне этого года швейцарский парламент принял ряд важных поправок.

Главная их цель - позволить полутора миллионам иммигрантов лучше интегрироваться в Швейцарии. Для этого будут облегчены формальности по воссоединению семей, а вместе с видом на жительство приезжие будут "получать" и бесплатные языковые курсы. Предпочтение будет отдаваться гражданам стран ЕС, а неевропейцы смогут иммигрировать в Швейцарию, только если у них будет высокая квалификация в областях, в которых стране не хватает рабочей силы. Сезонных разрешений на работу (например, для уборки урожая) иностранцам выдаваться не будет.

Пока в товарищах согласья нет...

85% ЖИТЕЛЕЙ ЕС считают, что у Европы должно быть общее иммиграционное законодательство. Но, несмотря на явную потребность в нем, его принятие в ближайшем будущем маловероятно. Хотя начало процессу согласования законов было положено еще пять лет назад во время саммита в финском Тампере, окончательно договориться у европейских лидеров пока не получается. Но, может быть, это не так уж и плохо. Пока унылое однообразие общеевропейского закона не сменило широкий ассортимент национальных правил иммиграции, каждый желающий переехать в Европу может подыскивать себе подходящий вариант.

Ситуация с иммиграцией в Европе сильно изменилась за последнее десятилетие. Поток приезжающих сюда, чтобы работать и жить, уже вырос за это время почти на 20%.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы