29

Заработай жену

АиФ Семейный совет № 7 06/04/2001

Что нужно в наше время, чтобы стать официально мужем и женой? Подать заявление в ЗАГС, отпраздновать свадьбу или получить согласие родителей? У разных народов традиции предписывали нечто большее: солидную материальную подготовку, трудовые успехи или обладание определенными способностями.

У НАРОДОВ Сибири дети испокон веков считались главным достоянием, и, соответственно, создание семьи являлось важнейшим жизненным этапом.

Одной из распространенных форм брака была "колыбельная" форма, или сговор - то есть родители сватали детей, когда те находились еще в младенческом возрасте. Таким образом они страховали своих потомков от одиночества, которое расценивалось как самое большое несчастье в старости. У тувинцев сват от имени отца мальчика за много лет до предполагаемой свадьбы передавал родителям невесты вместе с подарками хадак - длинный шелковый платок. Если подарки принимались, то брачное соглашение вступало в силу. Хадак как гарантийный документ мать девочки укладывала в особую шкатулку, какие дарили дочерям во всех семьях. В такой шкатулке также хранились украшения и пуповина ее обладательницы.

При такой форме брака хакасы не платили заранее выкуп за невесту, но родители девочки несколько раз в год получали от родителей будущего мужа ценные подарки, а также продукты и вино. Правда, потом подобные расходы с лихвой окупались - приданое не могло быть меньше калыма. Однако самой распространенной формой брака у хакасов считалось похищение. Причем невеста часто была в курсе предстоящих "превратностей судьбы", да и выкуп уплачен. Если же молодой человек не был столь состоятелен и удал, чтобы совершить "похищение", а родители не обеспечили его (из материальных или иных соображений) юной женой, то оставался третий, наименее почетный способ "отблагодарить" за супругу - молодой муж отрабатывал у тестя несколько лет на хозработах и с чистой совестью заводил собственное хозяйство.

Не вступить в законный брак к 22-23 годам считалось неестественным и даже неприличным. В этом случае девушка получала "почетное" звание чурт айна - "домашний черт". (Кстати, по внешнему виду можно было легко определить семейный статус женщины: замужние носили две косы - тулун, заплетенные против часовой стрелки. Старые девы носили три косички. Женщины, имеющие внебрачного ребенка, обязаны были носить одну косу.)

Неженатый молодой человек продолжал оставаться для старших мужчин ребенком, а для детей - сверстником. Он и не имел права принимать самостоятельные решения без ведома старшего родственника-мужчины. Так что обзавестись семьей в срок было еще и делом чести.

Нганасаны считали юношу готовым к началу семейной жизни только после того, как он сам добывал оленя. Отныне он признавался взрослым мужчиной со всеми вытекающими последствиями, о чем говорил особый орнамент на его одежде. Теперь можно было официально ухаживать за девушками и вступать в брак.

Как и самый северный народ Европы - скандинавы, нганасаны, являясь самым северным народом Азии, преуспели в особом виде поэзии. Такому творчеству, скорее всего, подойдет определение как импровизационно-иносказательно-аллегорическое. Сочиненные в таком ключе песни - кэйнгэйрся - являлись обязательной частью прилюдного ухаживания. Чем более красиво и замысловато объяснялся в любви поклонник, тем больше имел шансов (девушка тоже могла блеснуть способностями, не только расшифровывая эти гимны, но и отвечая в том же духе). Не обладая даром поэта-песенника-абстракциониста и композитора, претендент мог не состояться как будущий муж даже при достаточном количестве других достоинств.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество