Примерное время чтения: 10 минут
234

Птенцы гнезда Стремских

Саракташ. Село в ста верстах от Оренбурга. Не село, а целое СЕЛИЩЕ - более 19 тысяч человек населения. И храм сейчас возводят ему под стать - ХРАМИЩЕ, купол, пусть и недостроенный пока, виден отовсюду. Да и священника местного, отца Николая Стремского, так и хочется назвать ЧЕЛОВЕЧИЩЕМ, хотя у невысокого и худощавого отца Николая воистину огромная, пожалуй, только душа. Действительно, какую душу надо иметь, чтобы принять в свою семью, растить и давать образование шестидесяти чужим детям?

ПЕРВЫХ приемных дочек и сыновей отец Николай и матушка Галина взяли в 1992 году - одна старушка привела им двоих своих внуков, когда поняла, что вырастить их самостоятельно ей не под силу. И с тех пор семья Стремских стала расти не по дням, а по часам. К 1993 году детей стало уже 15, да и на сегодняшней цифре - 60 - они, конечно, не остановятся. Увы, не иссякает горе людское, не становится меньше брошенных младенцев.

Поскольку учеба в жизни детской - дело наиважнейшее, десять лет назад отец Николай основал для них школу - тут же, при храме. Теперь она выросла в православную гимназию имени преподобного Сергия Радонежского, и кроме общеобразовательных предметов здесь проходят Закон Божий, начатки богословия, риторику. Кстати, чтобы дети не отвлекались ненужными мыслями, обучение раздельное: мальчики - в первую смену, девочки - во вторую.

Все детки воцерковленные, ходят на службы. Все умеют и любят трудиться. Старшие присматривают за младшими, помогают сестрам милосердия в церковном приюте. Все учатся тому, что пригодится в жизни. А еще прекрасно поют и играют на музыкальных инструментах. Хор семьи Стремских можно услышать не только на богослужениях в храме, он не раз выступал с концертами в Оренбурге, Москве и даже за рубежом.

Так и хочется выспросить отца Николая, как его любви хватает на всех, да только говорить о себе он не хочет. Все больше - о других. О жизни. О детях. О воспитании. Он - говорит, а мы послушаем...

О жизни

ЛЮБОЙ человек имеет право на жизнь. Любой, потому что Бог эту жизнь дает, и не нам решать, нужна она или нет. Недавно по телевизору сказали, что в столице за эту зиму погибло от холода сто тридцать с лишним бомжей. Это значит, что мы, люди, не смогли дать им шанс выжить. Помню, ехали мы с детьми по Москве на заказном автобусе и вдруг увидели, что на остановке лежит какая-то женщина - пьяная, пальто задралось, спина голая, а мороз градусов двадцать... А главное, кругом народу полно - и никто внимания не обращает. Дети закричали: "Остановите автобус, ей надо помочь..." Подняли ее, отогрели, привезли на квартиру, где остановились, она протрезвела, и оказалось, что никакой она не "асоциальный элемент". Это тоже, кстати, словечко, с помощью которого, как и с помощью слова "бомж", мы оправдываем свое равнодушие. Мол, если он "асоциальный элемент" и "бомж", так ему сочувствия и помощи и не положено, сам во всем виноват! Но он же в первую очередь ЧЕЛОВЕК, как бы у него судьба ни сложилась! Так вот, с той женщиной просто случилось несчастье - она инвалид, потеряла работу. С горя напилась, раз в жизни, от отчаяния. А умерла бы - и нет виноватых. Вот оно - равнодушие.

Есть у нас планы - должны нам одно помещение вскоре передать, мы хотим сделать там приют для бездомных. Он у нас и сейчас есть, только места мало, всем не хватает. А зима - она для всех зима, и, может, если дадим человеку шанс выжить, перезимовать, так у него и душа оттает... Иногда нас упрекают, что не церковное это дело - приюты для бездомных строить. Несите слово Божие, и довольно с вас. А я скажу - высшее призвание Церкви - служить человеку. Иоанн Кронштадтский свое служение начинал с того, что организовал общество трезвости. Это тоже было не его дело, но у многих глаза открылись, душа проснулась, люди осознали, как они себя ведут. Может, и не стали они святыми, но лучше стали - это точно. А значит - все не зря.

Или еще дело - держим дом милосердия для бабушек. Принимаем старушек, хорошее помещение выстроили, санитарок постоянных наняли, врача. Тоже вроде не наше дело... Да только чтобы в государственный дом престарелых устроиться, нужно столько порогов обить, столько справок собрать, что и сил у старушки не хватит. А к нам пришла и живи, есть места, нет мест - уж где кровать поставить и чем накормить, мы всегда найдем. Они - живые люди, хотят заботы, любви и участия. И мы это даем. Вот и все.

О детях

ТО ЖЕ самое и с детьми. Да, у меня их шестьдесят. Потому что не только взрослые от равнодушия и развала моральных устоев страдают, но и дети. В первую очередь - дети! Они были брошены и никому не нужны, Бог привел их к нашему порогу. Кого-то мы подобрали сами, других берем из детского дома. Там такая концентрация страдания - не оттого, что ребят не кормят или плохо относятся, а просто оттого, что маленькому человечку особенно необходима любовь. А настоящую любовь дает только настоящая семья. Мы и теперь продолжаем детей брать - вот самая младшенькая наша, София, ей сейчас четыре месяца. Родилась в местном роддоме от пятнадцатилетней матери, которой ребенок этот совсем не нужен, она его и не планировала, и не хотела. И бросила, не обернувшись... Это все от неправильного воспитания - сейчас фильмы не учат ни любить, ни создавать семью, ни воспитывать. Они направляют неустойчивый юный ум на поиск удовольствий, секса, насилия. Это просто губит детей. Они, насмотревшись вседозволенности, так себя и ведут. Ведь в какой среде воспитывается ребенок, таким он и будет.

О воспитании

КАК БЫ мы ни хаяли советское время, в нем было множество положительных моментов - например, детей оберегали от влияния улицы. Были бесплатные секции, кружки, спортивные общества. Помню, я ходил и на бокс, и на балалайке играть учился, и в фотостудии занимался. Всего хотелось, и было вокруг множество полезного, интересного, нужного, а главное, доступного - в эти кружки и секции могли пойти дети из семей с любым материальным положением. И заняты были полезным делом, вот и не хватало им времени на всякие безобразия. А еще что хорошо было в советское время - подрастающее поколение непременно воспитывали в патриотическом духе - уж российская-то история дает нам для этого массу вдохновляющих примеров! А теперь слово "патриотизм" опошлено, если хотите, быть патриотом немодно.

Конечно, много в те времена и плохого было: рушили храмы, с недоверием относились к верующим. Теперь вроде все наоборот: и храмы снова строят, и никто к человеку в душу не лезет - не требует верить исключительно в идеалы марксизма-ленинизма... Только параллельно развили такое зло, неконтролируемо льющееся на нас с экранов телевизоров, со страниц газет и, главное, смакуемое, - будто преступники, насильники и прочие моральные уроды и есть образцы для подражания, что ребенок (ведь он же - чистый лист: что напишешь, то и будет!) оказывается буквально "исчеркан" всякой гадостью. Он перестает отличать дурное от хорошего.

Скажем, аборты... Бедные девочки почему-то теперь думают, что аборт - это норма и ничего тут плохого нет. Но почему за убийство новорожденного младенца мать назовут чудовищем, упекут в тюрьму, а на убийство уже обладающего душой, уже живого существа внутри женщины общество смотрит совершенно спокойно? Какая же это норма?

Считаю, что необходимо предоставлять матери пособие в размере средней зарплаты, только бы она сидела со своим ребенком, занималась им, воспитывала от рождения и до совершеннолетия. Ведь растет будущее России! От того, какая мать, какая семья, и зависит это будущее! Тогда бы дети не бегали по улице, не нюхали клей, не росли, как дички. Все-таки женщина по природе своей - хранительница очага, ее дело - рожать и воспитывать детей, это высочайшее призвание и тяжелейшее бремя, заслуживающее глубокого уважения. Конечно, многие современные женщины с этим не согласятся, но это не я сказал, это написано в Писании. И, может, если бы жили по Божественному закону, так и беспризорников, бомжей, наркоманов меньше было бы...

Я именно в этом духе ращу своих детей - уже троих замуж отдал и женил, и, непременно венчая, такие слова им говорю: теперь вы - муж и жена, теперь ваше дело - родить детишек и дать им правильное воспитание. И сейчас, пока у вас еще никто не родился, - уже начинайте думать, как будете воспитывать. Потому что это ваша святая обязанность - сделать из них достойных граждан нашей страны и достойных детей Матери-Церкви Христовой. Либо вы пробудите в них светлые души, либо все те непотребства, которые они совершат, лягут на вашу совесть. И думать об этом надо заранее, а не тогда, когда взрастите при своем попустительстве разбойника. Сколько раз ко мне приходили женщины: страдают, просят совета, что же делать: "Мы с мужем все работали, денежки зарабатывали, а тем временем вот что из дитятки выросло - бандит, в тюрьме сидит. Ах, я боюсь, что со мной будет, когда он вернется?!" Что же она может сделать теперь, когда сама упустила 25 лет жизни? Не приложила душевных сил к воспитании своего ребенка? Ничего...

От редакции

МНОГО забот у отца Николая. Кто-то из детей Стремских, оперившись, сам "встает на крыло", вылетает из родительского гнезда, но на смену ему приходит другой "птенец", которому тоже очень нужны любовь и участие...

Безусловно, невозможно содержать такую семью только на детские и опекунские пособия и зарплату. Кроме внимания и родительского тепла, чтобы поставить ребенка на ноги, необходимо очень много материальных средств. И, невзирая на помощь и милосердие добрых людей, Стремские вечно испытывают недостаток в деньгах. Если кто-то пожелает оказать посильную помощь - любое пожертвование будет принято с глубокой благодарностью.

Получатель: Оперу Сбербанка России г. Москвы

Счет получателя: 30301810400000100002

Банк получателя: Сбербанк России

Корр. счет банка: 30101810400000000225

БИК 044525225

ИНН 7707083893

на лицевой счет 4230180000020015976 Стремского Николая Евгеньевича

Контактные телефоны: в Москве (095) 683-23-92, в Саракташе: (35333) 6-12-32.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно