Примерное время чтения: 7 минут
1297

Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай

Лорд Джордж Байрон известен прежде всего как выдающийся поэт-романтик, но немалый интерес современников и потомков вызывали и его личная жизнь, его отношения с женщинами. Подобно своему герою Чайльд Гарольду, он посвящал годы жизни "...развлеченьям праздным, в безумной жажде радости и нег, распутством не гнушаясь безобразным".

Любовь - абсурд

БАЙРОН с детства был калекой. Роковая оплошность акушера при родах привела к параличу сухожилия. Когда он подрос, врачи назначили болезненное лечение, которое не принесло никаких результатов, оставив лишь воспоминание о пытке специальным ботинком.

Однажды в доме своей кузины Мэри Хэворт, которую будущий поэт по-юношески пылко и нежно любил, он случайно услышал, как его любимая говорила своей воспитательнице: "Ты думаешь, мне очень нужен этот хромой мальчик?!" Его как громом поразило. И он написал: "Любовь, по моему мнению, - совершенный абсурд, это только жаргон комплиментов, сдобренных романтизмом и искусственностью... Если бы у меня было пятнадцать любовниц, я через неделю не помнил бы ни одной".

В 1809 году Байрон отправился в двухлетнее путешествие. Побывал в Греции, Албании, Малой Азии. Результатом путешествия явилось "Паломничество Чайльд Гарольда". И сразу же на Байрона обрушилась слава. Он стал желанным гостем самых модных лондонских салонов, крутил налево и направо романы, многие из которых заканчивались скандалами. Самый громкий случился в июле 1813 года, когда Байрон нарушил одно из суровейших сексуальных табу, соблазнив свою единокровную замужнюю сестру Августу Ли. Брат и сестра воспитывались отдельно и не видели друг друга с детства. При встрече в каждом из них вспыхнула страсть. Через девять месяцев и две недели Августа родила дочь, отцом которой был Байрон. Чтобы заглушить слухи, вызванные появлением на свет ребенка, Байрон срочно женился на Аннабелле Мильбенк. Зная о его образе жизни, женщина решила, что сможет перевоспитать Байрона.

Их семейная жизнь продолжалась год и закончилась полным крахом. Байрон практически не имел сексуальных отношений с женой. По ночам его мучили кошмары. Аннабелла дотрагивалась до него, он тут же просыпался с криком: "Не прикасайся ко мне!" После рождения дочери Августы Ады леди Байрон подала на развод. Скандал, который разразился на суде, породил массу слухов о сексуальных извращениях Байрона. И 25 апреля 1816 года он был вынужден покинуть Англию. Как оказалось - навсегда.

Главная встреча

В ВЕНЕЦИИ, куда Байрон перебрался из Англии, его сексуальные излишества проявились в полной мере. Его дворец практически превратился в публичный дом. В нем размещался целый гарем любовниц и проституток.

Позже Байрон подсчитал, что почти половина всех денег, потраченных им за год проживания в Венеции, ушла на удовлетворение его сексуальных страстей с более чем 200 женщинами!!! С таким вот багажом Байрон подошел к апрелю 1818 года, когда произошла главная встреча его жизни - с Терезой Гвиччиоли, 19-летней замужней графиней. Впервые увидевшему Терезу в одном из светских салонов Байрону показалось, что перед ним живой оригинал древнегреческой богини.

В тот апрельский вечер Байрон попросил Терезу о свидании. Она согласилась при условии, что честь ее не будет запятнана.

На другой день в обеденный час к ней явился старый гондольер с запиской и отвез к месту, где ждал Байрон. С этого дня они стали встречаться. Виделись в театре, у кого-нибудь из знакомых за ужином, совершали долгие прогулки в гондоле по лагуне, любовались солнечными закатами на острове Лидо. Никогда Тереза не испытывала ничего подобного, она безоглядно следовала велению своего сердца. Даже Венеция, которую она не любила, - этот мрачный город без цветов, без деревьев, без запахов, без птиц, с его черными гондолами вместо привычных ярких упряжек лошадей - казалась ей теперь земным раем.

Знакомство с Терезой стало для Байрона неоценимым благом. Он во всем переменился к лучшему. Их отношения строились на полном доверии и искренности. Он не скрывал от нее свое прошлое, бурные увлечения, которые пережил. Однажды он написал любимой: "Судьба моя целиком зависит только от тебя, а ты - девятнадцатилетняя девушка, которая всего лишь два года как покинула монастырь. Я бы хотел, чтобы ты оставалась там или, по крайней мере, никогда не встречать тебя в твоем положении замужней женщины. Но все уже слишком поздно. Я люблю тебя, ты любишь меня - по крайней мере, ты говоришь об этом и действуешь, как будто так оно и есть, что является великим утешением для меня, что бы там ни произошло..."

Спасибо киллеру

В ОДИН далеко не прекрасный для любовников день граф Гвиччиоли открыл секретер Терезы и прочел письма Байрона, которые лежали в ящичке.

По обычаям того времени обманутый муж должен был убить любовника, но он оказался трусоват и решил договориться с наемным убийцей. Тот запросил за "дело" 20 эскудо - не очень большие деньги. Но рогоносец был настолько скуп, что сделка не состоялась. Жадность сохранила жизнь знаменитого поэта.

Тереза поспешила заверить Байрона, что скорее умрет, чем откажется видеть его, и перешла к активным действиям - заявила своему отцу, что после всего случившегося не намерена оставаться с графом, и испросила родительского разрешения вернуться под его защиту. История приняла совершенно неожиданный оборот. Старый граф согласился с дочерью и тут же направил просьбу Папе Пию VII о невозможности его дочери жить с "таким придирчивым мужем". Папа отнесся к просьбе благосклонно. 12 июля 1820 года он провозгласил "разделение" графа и графини Гвиччиоли (о полном разводе не могло быть и речи, так как в Италии его просто не существовало).

А счастье было так возможно

БАЙРОН же тем временем, одержимый идеей освобождения Италии от австрийцев, с нетерпением ждал начала восстания.

Весь нижний этаж его дома представлял собой арсенал - был завален штыками, ружьями, патронами и прочим оружием и снаряжением.

Весной австрийцы нанесли поражение восставшим в долине Ристи и быстро продвигались вглубь страны. Начались репрессии, почти все друзья Байрона были арестованы, и многие без суда и следствия высланы за пределы Италии. "Ни время, ни обстоятельства не изменят моих убеждений или моего чувства негодования против торжествующей тирании", - записывает Байрон в те дни.

Но оставалась еще Греция. Там совершались деяния высокого мужества. Набат восставшей Эллады взывал о помощи, доносил вести о героических подвигах потомков древних эллинов.

Байрон решил, что не может быть в стороне. Сказать Терезе о своем намерении он не решился и поручил сделать это ее брату, надеясь смягчить удар. Напрасно, однако, полагал он, что Тереза поймет его. Она восприняла известие, словно смертный приговор, плакала, умоляла, наконец заявила, что он должен взять ее с собой. Когда бы он бросал одну женщину ради другой, то у нее действительно могли быть основания жаловаться, рассуждал Байрон, но "если человек вознамерился отправиться на выполнение великого долга, на честное дело, этот эгоизм со стороны женской "части" просто невыносим".

В день отплытия, 13 июля 1823 года, Тереза сказала Байрону, что будет ждать его, но в глазах ее читалось мрачное предчувствие: они расстаются навсегда.

На девятый день плавания Байрон с дороги отправил Терезе письмо: "Моя дорогая Тереза, у меня всего несколько мгновений, чтобы сообщить тебе, что все у нас в порядке. Будь уверена, что я люблю по-прежнему и что самые прекрасные слова не смогут выразить лучше ту же мысль. Всегда нежный к тебе Б.".

ПРЕДЧУВСТВИЯ не обманули Терезу: Байрон умер на греческой земле, в Миссолунгах, девять месяцев спустя после того, как они простились. Брат Терезы, находившийся возле Байрона, уверял, что последняя фраза была сказана им по-итальянски: "Я оставляю в этом мире нечто дорогое".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно