132

Страсти вокруг Распутина

АиФ Долгожитель № 7 03/04/2003

После недавнего прославления Русской православной церковью в качестве новомучеников государя Николая Второго, его супруги и их невинно убиенных детей в прессе появились публикации, в которых высказывается мнение о необходимости также канонизации известного "старца" Григория Распутина, имевшего влияние на царскую семью в последние годы ее жизни. Не заставили себя ждать отклики диаметрально противоположного плана. Со страниц газет споры в некоторых случаях перешли даже под своды храмов: кто-то, не дожидаясь решения высших духовных инстанций, начал писать и демонстрировать нечто вроде икон Григория Распутина - с другой стороны, представители ряда епархий выразили возмущение таким самовольством. Почему же разгорелись религиозные страсти вокруг исторической персоны, к которой церковь вроде бы никогда не питала особого расположения?

"Друг" императора

ГРИГОРИЙ РАСПУТИН - особое, чисто русское явление в истории нашей страны. Человек из самых низов общественного устройства, на путях богоискательства сошедшийся с особой наивысшего государственного уровня - императором всея Руси. На мой взгляд, именно богоискательство здесь - коренное слово, если интерпретировать его в широком смысле поиска путей служения Господу.

Простой сибирский крестьянин, до 30-летнего возраста, по собственному признанию, гуляка, пьяница, табакур, вдруг под влиянием бесед с богомольцами-паломниками резко изменил свою жизнь: бросил пить, курить, есть мясное и ушел странствовать по святым местам. Побывал в Иерусалиме, на Афоне, в Киеве, на Белых горах. Три года носил вериги, общался с известными старцами в Тобольском, Тюменском, Верхотурском монастырях. В конце концов познакомился с духовником царской семьи - епископом Феофаном, который и ввел Распутина в круг августейших особ как простого благочестивого русского мужика.

Царь Николай Второй, считавший одной из важнейших ипостасей своего служения Господу заботу о простом народе, всегда искал сближения с его лучшими представителями. В данном случае государь не мог не симпатизировать той незаурядной духовности, которую вобрал в себя от божьих людей во время паломничеств "старец Григорий", а также природной внутренней силе этого, несомненно, русского самородка. Огромное значение в сближении царской семьи с Григорием Ефимовичем, как известно, имело то, что во время очередного приступа гемофилии у юного наследника престола "старец" сумел остановить кровотечение, чем снискал глубокую благодарность августейших особ и породил у них (особенно у царицы-матери) надежду на выздоровление цесаревича, связанную именно со способностями Распутина.

Судя по всему, влияние, которое в последующем "старец" якобы стал оказывать на государя, несколько преувеличено. Во всяком случае, из некоторых документов явно видно, что Николай Второй в отношении Распутина не пребывал в излишнем прельщении. Вот, например, пара цитат из писем государя к императрице: "Что касается советов Распутина, ты знаешь, с какой осторожностью надо относиться к его советам", "Я беседую с ним как с простым русским мужиком, который странствует по святым местам..."

Тем не менее "старец" систематически посещал царскую семью, особенно когда болел цесаревич. Достаточно близко сошелся с ней, даже получил прозвище Друг и снисходительное разрешение называть августейших особ "папой" и "мамой", как бы от имени наследника престола, что лишний раз свидетельствует о сближении простеца с венценосцами именно на почве болезни юного Алексея.

В паутине придворной суеты

УВЫ, повышенное внимание двора к персоне Распутина стало пресловутой арбузной коркой, на которой поскользнулся странник Божий Григорий. Используя молву о близости к царю, Григорий Ефимович не только обрел небывалый вес при дворе, но и крупно разбогател. Хотя я не сомневаюсь, что ни власть, ни деньги не были его целью. Последнее он с легкостью раздавал нуждающимся. Что касается власти, то, думается, Распутин искренне считал, что использует ее на дела Божьего промысла. По свидетельству современников, если он вмешивался в судебные дела, то всегда вставал на сторону обвиняемого или уже осужденного. Не отмечен ни один случай, чтобы Распутин добивался тюремного заключения или ссылки в Сибирь своих личных врагов, хотя это не составляло для него никакого труда. Если кто-то был обижен, то он всегда мог рассчитывать на помощь и поддержку Распутина.

Когда престарелый военный министр Сухомлинов был сделан козлом отпущения - осужден и посажен, Распутин добился, чтобы его давний враг был освобожден из тюрьмы.

Епископ Феофан, исповедовавший царскую семью, писал: "Распутин не был ни лицемером, ни негодяем. Он был истинным человеком Божиим, явившимся из простого народа. Но под влиянием высшего общества... произошла ужасная духовная катастрофа, и он пал".

Апофеозом грехопадения явилось возвращение Григория Ефимовича к разнузданному пьянству. Близким он говорил, что пить его заставляет предвидение бед человеческих: "Не могу запить того, что будет потом". Читаешь эти его слова и невольно задаешься вопросом: и какой пьяница не находит себе хотя бы какое-то оправдание? Пишу это не в осуждение. Просто от понимания и сочувствия: Григорий Ефимович был земным человеком, и грехи у него были земные.

Подлое убийство

ГРЕХ и трагедия всегда идут рука об руку. В заговоре с целью убийства Распутина была учтена именно его нездоровая привязанность к спиртному. 17 декабря 1916 года убийцы влили цианистый калий в рюмку с любимым вином "старца" и преподнесли ему.

Самым мощным раздражителем тех лет была Первая мировая война. И нет сомнения в том, что настойчивые и, в общем-то, имеющие хорошие перспективы попытки Распутина склонить царя к миру с Германией стали одной из причин, по которой "старца", как сейчас говорят, заказали. Пуришкевич, смакуя подробности расправы в своих воспоминаниях, даже не осознавал, что в глазах простого христианина она выглядит кровавой сатанинской оргией. Пригласили Распутина поужинать. Подло подлили ничего не подозревавшему мужику яд в рюмку. До дрожи в коленках перепугались, когда цианистый калий не подействовал на могучего "старца". Тогда в полуотравленного безоружного человека выстрелил князь Юсупов. Распутин упал на медвежью шкуру. Теперь уже испугались, как бы он кровью ее не замарал. С трудом оттащили на каменные плиты пола. В третий раз перепугались до потери человеческого облика, когда "живучий" Распутин очнулся, поднялся на ноги и бросился вон из дворца. Пуришкевич четыре раза стрелял ему в спину, пока "старец" не упал ничком в снег. Подбежав, озверевший от страха "заступник царя и Отечества" Пуришкевич, как сам пишет, "изо всей силы ударил его ногой в висок".

Несомненно, такое убийство воспринимается зверством, а смерть убиенного - мученичеством. И не зря французский посол в России той поры Палеолог писал, озвучивая мнения многих: "Для мужиков Распутин стал мучеником. Он был из народа, он защищал народ от придворных. И вот придворные его убили. Вот что говорят во всех избах".

Похожие настроения дошли и до сегодняшнего дня. Однако всегда ли понятия "мученичество" и "святость" являются синонимами? Вот что по этому поводу сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Григорий Распутин "помогал наследнику цесаревичу преодолевать тяжелую болезнь - гемофилию. Но он дискредитировал монархию и последнего русского императора, чем и воспользовались враги отечества. Я не вижу оснований пересматривать роль Распутина в истории России", - отметил предстоятель РПЦ.

Не надо ажиотажа

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ самочинное "прославление" и написание "икон" Григория Распутина продолжается. Что же это - "глас народа" или "религиозная недисциплинированность"? Вот как прокомментировал данную ситуацию представитель Патриархии протоиерей Дмитрий СМИРНОВ:

- Вопрос канонизации и как следствие этого написания икон решается только Архиерейским собором и подготавливается специальной Комиссией по канонизации.

Поэтому, конечно, распространение икон до прославления - это следствие непослушания Церкви и ее традициям - самочиние, которое само по себе, конечно, дело нехорошее, неправильное! А весь такой нервный ажиотаж по этому поводу выгоден тем силам, которые каким-то образом, в той или иной степени, по той или иной причине заинтересованы в расшатывании Церкви: чтобы вызвать недоверие к иерархии и т. д. Вызвать раскол, какое-то брожение. Получается так, что имя Григория Распутина заслоняет собой действительно сонм наших новомучеников. Конечно, у нас еще десятки тысяч имен людей совершенно безукоризненных и достойных прославления - настоящих мучеников и настоящих людей церковных, а не фигур, разговор о которых нуждается в каком-то усиленном комментарии.

Потому что канонизация - это акт не только свидетельства чисто духовной жизни, но это акт еще и назидательный, педагогический, даже социальный! Здесь же явно видна какая-то политическая подоплека. Что будет, если состоится прославление Распутина? Что произойдет?! Почему эти люди считают, что это необходимо сделать срочно?

Следует указать, что вопрос о канонизации возбуждается той епархией, где человек жил и действовал, где он пострадал и т. д. Таких прошений не было ни от одной епархии, и вообще это имя даже не рассматривалось на Комиссии по канонизации! Поэтому получается, что вопрос о канонизации - какой-то внешний, искусственный. Есть вполне законная процедура, в рамках которой он и должен быть рассмотрен.

Вы спрашиваете: как к этому ажиотажу относиться? С одной стороны, спокойно, как к совершенно неизбежному явлению обмена мнениями. И ни в коем случае не надо горячиться и сердиться на людей, которые всю свою религиозную и духовную жизнь замкнули на этой странной идее канонизации Распутина. И помяните мое слово: тут не надо быть пророком. Кончится этот ажиотаж, пошумят-пошумят и утихнут!

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах