aif.ru counter
202

Как много прав у пациента?

«АиФ. Здоровье» № 12 20/03/2003

Говорят, что иностранные автомобили потому лучше наших, что иностранный проектировщик первым делом устанавливает кресло водителя, а затем создает вокруг него остальные элементы. То же самое, видимо, происходит и с качеством медицинской помощи: российского пациента порой уж никак не получается назвать центральной фигурой, вокруг которой крутится медицинский механизм.

По данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), в 2000 году в страховые медицинские организации поступило свыше 1 300 000 жалоб. Это официальная цифра. Истинное количество недовольных пациентов статистике неизвестно. Чаще всего в жалобах фигурируют: отсутствие полисов обязательного медицинского страхования (ОМС), невозможность выбора врача и лечебного учреждения, а также претензии к качеству медицинской помощи.

870 ЖАЛОБ дошло до суда. Из них 380 было завершено, 240 - в пользу пациента.

В странах - эталонах современной цивилизации пациент давным-давно защищен законами, благодаря чему он обладает реальными правами и знает, что в случае недовольства всегда сможет найти поддержку в суде. В России с этим, мягко говоря, сложно. У нас пока не существует закона "О правах пациента". Несмотря на то что за последние десять лет было принято несколько десятков документов, касающихся здравоохранения. Это значит, что приходится жаловаться, опираясь на Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, или - в сфере платных медицинских услуг - выражать недовольство на базе Закона "О защите прав потребителей" - как это делали бы при покупке некачественного холодильника или просроченной простокваши.

Итак, обращаясь к врачу, мы фактически обращаемся за медицинскими услугами, то есть выступаем потребителем. К сожалению, в силу особенностей менталитета наш человек - очень некапризный пациент и зачастую не видит весомого повода обращаться в суд. Кроме того, мы элементарно не знаем своих прав.

В 2000 году только 9 тыс. человек нашли в себе силы пожаловаться на качество медицинского обслуживания. Для страны с населением 147 млн. человек это очень мало. (Для сравнения: в 1999 году Билл Клинтон приводил официальные цифры по США: 80 000(!) смертей по вине медицинского персонала.)

По данным президента Лиги защитников пациентов Александра САВЕРСКОГО, чаще всего россияне обвиняют стоматологию, акушерство и гинекологию (тяжкий вред здоровью, смерть роженицы или ребенка), хирургию, включая косметическую и пластическую, а также забытые катетеры, трубки и прочее. Это не национальная особенность. По сообщению РИА "Новости", американские хирурги ежегодно оставляют в телах больных по полторы тысячи инструментов. Эксперты пришли к выводу, что в большинстве случаев это результат стрессового состояния эскулапов, которым приходится проводить много экстренных операций. Эксперты также обращают внимание, что полторы тысячи случаев "забывчивости" - довольно небольшой процент по сравнению с общим количеством операций (28 тысяч), проводимых в стране. Тем не менее было предложено после каждой операции делать "контрольный рентген".

В Лиге пациентов сообщили, что именно хирургические ошибки (ввиду их наглядности) проще всего доказывать в суде.

131088, г. Москва, ул. 22 апреля, д. 1
Руководителю ООО "Ювидент"
г-ну Сидорову Ивану Петровичу
от Ложкиной Тамары Петровны
131079, г. Москва, ул. Сергея Тюленина, д. 15, кв. 11

Претензия на сумму 12075 рублей

Около 6 месяцев назад у меня из 6-го правого нижнего зуба выпала пломба, зуб начал беспокоить. Для лечения я обратилась в вашу клинику. На первичном осмотре врач Иванова А. А. предположила, что, скорее всего, зуб подлежит удалению, и рекомендовала обратиться в хирургический кабинет ООО "Ювидент", где мне сделали панорамный рентгеновский снимок, по результатам которого было показано удаление зуба.

Операция, выполненная хирургом Грызловым Б. Б., заняла 30-40 минут. Удаление, на мой взгляд, проходило достаточно грубо. Дома после прекращения действия анестезии я открыла рот и увидела, что сорвана пломба с соседнего зуба.

Я снова обратилась к Ивановой А. А., она поставила пломбу, за которую пришлось заплатить 400 рублей.

Спустя день в лунке удаленного зуба появилось нагноение с наружной стороны, возникла боль, которая в последующие дни стала нарастать. Для облегчения боли я пользовалась аэрозолью "Ингалипт", но уже 14 апреля пришлось принимать сильный анальгетик пенталгин.

16 апреля из-за усилившейся боли я вынуждена была отпроситься с работы на консультацию к Грызлову Б. Б., который посмотрел на рентгеновский снимок и сказал, что боль не связана с процессом удаления, а возникла из-за гранулемы 5-го зуба. На мой вопрос о причине разрушения пломбы 7-го зуба врач ответил, что "эта пломба плохо держалась". Я поинтересовалась, почему мои жалобы не фиксируются в медицинскую карту. Мне была дана рекомендация полоскать рот травяными настоями и дано направление на физиолечение по месту жительства.

После 3-й физиопроцедуры боль уменьшилась, но к вечеру 29 апреля возобновилась, поэтому по совету фармацевта аптеки я купила олететрин, прием которого вместе с использованием "Ингалипта" позволил снизить мои страдания на время майских праздников. После праздников я обратилась непосредственно к вам за консультацией. Вы рекомендовали сделать повторный рентгеновский снимок и провести ревизию лунки у хирурга Грызлова Б. Б. Вы заверили меня в его высокой квалификации и предупредили, что будете лично присутствовать на процедуре.

Вы не пришли к назначенному времени. Грызлов Б. Б. заявил, что нет смысла проводить ревизию лунки. Рентгеновский снимок сделан не был.

7 мая я вынужденно обратилась в стоматологическую клинику "Омдент" с жалобой на воспаление десны и боль. Посмотрев рентгеновский снимок, хирург Москвин А. В. удалил оттуда осколки 0,1 и 1,5 мм и поставил диагноз "очаговый остеомиелит нижней челюсти справа в области отсутствующего зуба". 8 мая Москвин А. В. провел ревизию лунки, в процессе которой были удалены еще два больших осколка зуба и один осколок челюстной кости, а также большое количество гноя. Ревизия продолжалась в течение 40-50 минут, впоследствии высокое качество операции было подтверждено контрольным рентгеновским снимком. Врач назначил наблюдение.

С 9 по 21 мая у меня держалась температура 37,2-37,3. Москвин А. В. дал направление на физиолечение, после которого боль прекратилась.

При последнем посещении лечащего врача мне было рекомендовано сделать повторную операцию, чтобы выровнять десну в области поврежденной части челюсти.

Подвожу итоги:

- взятые вами договорные обязательства по хирургическому удалению 6-го зуба выполнены ненадлежащим образом;

- врач Грызлов Б. Б. в процессе удаления зуба сорвал пломбу, но не поставил меня в известность и в нарушение ст.31-32 "Основ законодательства об охране здоровья граждан" не проинформировал перед операцией о возможных последствиях хирургического вмешательства, тем самым нарушив мое право пациента. Кроме того, хирург должен знать о том, что при удалении возможно неполное изъятие осколков зуба, и с учетом моих жалоб должен был организовать диагностику с использованием рентгена;

- при первичном обращении медицинская документация установленной формы не заполняется, что является нарушением обязательных для исполнения требований, предъявляемых для лицензионного вида деятельности;

- я вынуждена была нести материальные убытки для ликвидации последствий ненадлежащего оказания медицинской помощи, а также обращаться в юридическую консультацию по вопросу защиты прав потребителей;

- мне причинен моральный вред, заключающийся в физических страданиях из-за зубной боли и страхе. Кроме того, пришлось неоднократно отпрашиваться с работы и выполнять свои профессиональные обязанности во внерабочее время.

На основании ст.12-15 Закона РФ "О защите прав потребителей" предлагаю вам в добровольном порядке:

1. Расторгнуть договор и вернуть мне 200 рублей за удаление зуба.

2. Компенсировать мои убытки на сумму 1455 рублей:

- 400 руб. - установление пломбы,

- приобретение медикаментов: "Ингалипт" 3 шт. по 43 руб., олететрин 2 шт. по 20 руб., пенталгин 2 шт. по 43 руб.

- оплата операции в ООО "Омдент" - 450 руб.

- оплата консультаций юриста.

3. Выплатить стоимость предстоящей операции гингивэктомии в сумме 420 руб.

4. Возместить причиненный моральный вред, который я оцениваю в 10 000 рублей.

Предупреждаю вас, что за каждый день просрочки исполнения требований свыше 10 дней с момента предъявления вам этой претензии вы обязаны выплатить в добровольном порядке неустойку в размере 3% от цены требований.

В случае отклонения претензии буду вынуждена обратиться в суд с иском о защите прав потребителя. Суд также своим решением при удовлетворении иска может взыскать с вас штраф в бюджет в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

Напоминаю вам также о том, что в адрес ООО "Ювидент" 7 мая 1999 года уже выставлялась претензия на действия хирурга Грызлова Б. Б. в связи с повреждением у пациента кости челюсти и тройничного нерва.

Ложкина Т. П. 12 июля 2001 г.

Это заявление - не подделка под западный образ жизни. Все претензии опираются на фрагменты российских законов, касающиеся причинения морального вреда (нравственные и физические страдания) и компенсации этого вреда. Вот они:

Физическим страданием считается:

  • боль от неверно проведенных или противопоказанных врачебных манипуляций (лечения), препаратов или от последствий таких действий;

  • боль, которая могла быть облегчена доступными способами и средствами, но не была облегчена;

  • боль, возникшая или продолжающаяся в результате неоказания или несвоевременного оказания медицинской помощи;

  • чувство голода, жажды и т. п. в результате нарушений условий договора (или нормативных актов) о пребывании в стационаре либо в связи с последствиями неправильных (противопоказанных) врачебных действий (бездействия).

Нравственным страданием считается чувство гнева, обиды, горя, унижения и т. п. из-за потери работы, невозможности продолжать занятия спортом, нарушения нормального образа жизни, невозможности иметь детей и т. п. в связи с увечьем.

Это неполный список страданий, в каждом случае вопрос решается индивидуально, учитывая все нюансы. Сложность в том, что моральные страдания нужно подтвердить справкой - например, из медицинского учреждения. Если нет такой справки - козырей для суда будет меньше: по ст.151 Гражданского кодекса РФ суд всегда принимает степень морального вреда.

Практика показывает, что при определении размера компенсации учитывают следующее:

  • умышленность причинения вреда;

  • является медицинское учреждение бюджетным или коммерческим (с "бюджетников" компенсацию берут меньше);

  • степень телесных повреждений и значимость неблагоприятных последствий;

  • возможность загладить неблагоприятные последствия;

  • длительность и силу страданий;

  • средний уровень жизни в данном регионе;

  • личность потерпевшего и его самооценку.

Средняя выплата через суд в системе обязательного медицинского страхования составляет по России 12 000 рублей. Для сравнения: 54 пострадавшим американским пациентам, в телах которых хирурги забыли медицинские инструменты, страховые компании выплатили 3 млн. долларов - по 55 тыс. каждому.

Примечание: обращаясь за платными услугами, не забывайте брать квитанции. Следите за тем, чтобы врач делал записи в вашей карте. Сохраняйте рентгеновские снимки и копии рецептов. Если после лечения пришлось покупать лекарства - сохраняйте чеки.

Если дело дойдет до суда, приготовьтесь к сложностям. Во-первых, будет очень сложно найти адвоката. Правозащитников с медицинским уклоном у нас пока очень мало, буквально единицы.

В принципе, обладая волей к победе, можно и самому ринуться в бой. Постарайтесь избежать типичных ошибок, главная из которых - неумение истца грамотно сформулировать вопрос обвинения. Обычно происходит "растекание по древу", из-за чего основная претензия тонет в потоке малозначащих фактов и обилия эмоций. Вторая ошибка в том, что даже при определенных медицинских познаниях люди не всегда правильно понимают причины и следствия.

Пакт о вырывании зуба

В РЕЗУЛЬТАТЕ операций часто возникают осложнения или другие состояния, о которых "не договаривались", как в вышеприведенном случае. Множества конфликтов между врачом и пациентом можно было бы избежать, если бы в практику вошли протоколы рисков медицинского вмешательства.

В документе должны перечисляться смысл медицинского вмешательства, а также незапланированные и нежелательные последствия. За часть исходов, например оставление осколка, ответственность берет врач. А если, допустим, после удаления зуба пациент начнет тут же есть и пить горячее, в результате чего откроется рана, начнется кровотечение и поднимется температура - то в этом уже вина пациента, что тоже надо учитывать в договоре о рисках. Это справедливо по отношению к врачу. Потому что если пациент не взял на себя риск, то вся вина лежит на медперсонале.

Протокол рисков - тема новая, почти революционная. Сейчас она разрабатывается Лигой пациентов в рамках Программы "Открытое здравоохранение".

Со временем под каждое медицинское вмешательство будет сформирована своя база рисков. А пока - по старинке: клиника предлагает клиенту подписать договор "согласен на все" и в результате недовольства ссылается на эту расписку. Если вам довелось "подмахнуть" такую бумагу - не расстраивайтесь, никакой юридической силы она не имеет. В любом грамотном договоре в разделе "неблагоприятные события" должны содержаться только конкретные вещи: сепсис, неправильно сросшиеся кости и так далее. Хотя без привычки будет неприятно читать перед операцией такой "колоритный" договор.

Сегодняшняя система не страхует нас по полной программе. Страховые медицинские организации по большому счету никаких страховых мероприятий не производят, занимаясь только организацией и финансированием медпомощи. Возможность перейти к настоящему страхованию появится тогда, когда будут выработаны государственные стандарты качества медицинской помощи. Это поможет объективно оценивать работу всех врачей - из муниципальных поликлиник, платных, а также частнопрактикующих.

Что такое "врачебная тайна"?

В ЛИГЕ защитников пациентов убеждены, что первым шагом к упорядочению юридических отношений между врачом и пациентом может быть такое правило: пациент после каждого визита к врачу расписывается в своей карте: "согласен", "ознакомлен" или другое.

Но пока что огромное количество людей жалуются на то, что им не дают заглядывать в карту, ссылаясь на конфиденциальность информации. Между тем в соответствии со ст. 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан пациент имеет право знакомиться с документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать по ней консультации у других специалистов. При необходимости пациенту предоставляются копии медицинских документов. Всю информацию о здоровье лечащий врач или завотделением предоставляет лично пациенту (с 15-летнего возраста). Если записи велись научным языком, врач должен в доступной форме рассказать о диагнозе, перспективах и прочем.

Когда речь идет о врачебной тайне, это значит, что информацию о вашем здоровье или факте обращения к врачу без вашего разрешения могут дать:

а) если вы из-за своего состояния не можете выразить свою волю;

б) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

в) в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

Если вам отказываются дать выписку из карты, не надо скандалить и тратить нервы. Молча напишите бумагу с требованием выдать вам копии ваших документов:

Образец жалобы на имя главного врача

Главному врачу муниципальной поликлиники N11
Голубовскому С. А.
от Федорова Александра Федоровича
178780, г. Москва, ул. Тюленина, д. 100, кв. 200

Заявление

На основании ст. 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан прошу предоставить мне копии медицинских документов, касающихся состояния моего здоровья.

Напоминаю вам, что в соответствии со ст.140 УК РФ отказ в предоставлении гражданину подобной информации является уголовно наказуемым преступлением.

Федоров А. Ф.
11.11.2000

Эту жалобу надо писать в двух экземплярах. Один отдать главврачу, другой оставить у себя. Не забудьте, что секретарь главного врача должна зарегистрировать принесенную вами жалобу. Если жалобу принять отказываются - отошлите ее по почте заказным письмом. При необходимости можно параллельно написать жалобу в страховую компанию - по той же форме. Или обращаться сразу в местный комитет здравоохранения: через голову перескакивать разрешается.

На какие виды бесплатной помощи может рассчитывать пациент?

В СООТВЕТСТВИИ с "Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью" гражданам бесплатно предоставляется:

а) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

б) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе и диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;

в) стационарная помощь:

  • при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

  • при патологии беременности, родах и абортах;

  • при плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения.

В рамках Базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и синдрома приобретенного иммунодефицита), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах пищеварения и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, болезнях глаза и его придаточного аппарата, болезнях уха и сосцевидного отростка, болезнях системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения, болезнях мочеполовой системы, болезнях кожи и подкожной клетчатки, болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболеваниях зубов и полости рта, при беременности, родах и в послеродовом периоде, включая аборты, при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у взрослых.

В качестве дополнения Лига предлагает создать базовую программу государственных гарантий сервисных услуг в лечебных учреждениях. Опросы населения показывают, что большинство из нас до сих пор не знают, что уважительное отношение со стороны медперсонала положено нам по закону, а употребление одноразовых шприцев является обязательным "сервисом".

Впрочем, удивительного здесь мало: правовая система пока только обкатывается, прорех предостаточно. Например, посещать человека в больнице разрешается адвокатам, следователям, священникам, а вот про родственников ничего не сказано. Так что пока посещаем нелегально.

За помощь в подготовке материала автор благодарит Лигу защитников пациентов

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы