Примерное время чтения: 4 минуты
227

Репетиция операции

В ИНСТИТУТЕ хирургии им. А. В. Вишневского появилось новшество: здесь, прежде чем приступить к реальному хирургическому вмешательству, больному проводят виртуальную операцию.

Виртуальные - "проигрываемые" на компьютере - хирургические операции существуют давно. Но они всегда служили (а за рубежом и сейчас служат) как бы тренировочными, обучающими, это операции "вообще". Медики института впервые использовали этот метод применительно к данному конкретному пациенту. Потому что у каждого человека даже при одинаковом с другими диагнозе хирургическое вмешательство будет иным. И вот все нюансы, варианты, возможные последствия можно проработать и предусмотреть на "генеральной репетиции" при помощи компьютера.

Инициаторами стали сотрудники отделения лучевой диагностики, работающие с компьютерным томографом. Прибор этот, как известно, дает врачу массу точнейшей информации.

- Посмотрите на полученные изображения, - подводит меня к монитору старший научный сотрудник кандидат медицинских наук Елена Гузеева. - Вот поджелудочная железа, здесь она желтого цвета. Это сосуды селезенки, а яркое пятнышко внутри железы - новообразование, гормонопродуцирующая опухоль, которая вызывает большой выброс инсулина. Задача - убрать опухоль, не повредив здоровых тканей, вылущить ее, сохранив орган. Но хирург никогда не видит его так, как здесь, на экране, ему виден "объект" только в "фас", а мы показываем его со всех сторон - и боком, и в зеркальном отражении, и даже с тех точек обзора, которые недоступны хирургу в операционном поле - то есть на живом пациенте. Можно вообще убрать с экрана железу, оставив одну опухоль и окружающие сосуды - хирургу важно разобраться именно в ее положении относительно сосудов, ибо от этого зависит, удастся ли сохранить орган. Программное обеспечение позволяет делать срезы полученного изображения, вычленять отдельные участки на необходимую глубину - словом, добиться полной "прозрачности" органа. Исходя из этого врач разрабатывает операционную концепцию, выбирая наиболее приемлемое решение.

В отделении лучевой диагностики мы беседуем с его руководителем доктором медицинских наук, профессором Г. Кармазановским о преимуществах и перспективах виртуальной хирургии.

- У каждого хирурга, в зависимости от знаний и практического опыта, свое представление о лечении пациента, - говорит профессор. - Виртуальная же хирургия максимально наглядна, модель - трехмерная конструкция, объемное изображение - позволяет получить объективную картину и выбрать оптимальный вариант хирургического вмешательства. Даже при несовпадении реальной и виртуальной операций - такое редко, но все же бывает - у врача есть другой, продуманный на этот случай ход.

Такую возможность считает главной в новой разработке директор института академик РАМН В. Федоров.

- Не так важно, чтобы хирург знал, как сделать операцию, - говорит он, - важно, чтобы он предвидел в ее ходе все возможные осложнения, вызванные особенностями болезни, и мог их предотвратить. Взять, к примеру, острый холецистит, тут хирург может натолкнуться и на различные сращения, деформации, особенности анатомического строения... Любая из подобных неожиданностей может выбить его из общего плана оперативного вмешательства. Виртуальная хирургия заранее демонстрирует врачу все те сложности, с которыми ему предстоит встретиться, и он заранее к ним готовится. Таким образом повышается эффективность операции и предупреждаются возможные негативные последствия. А время, проведенное пациентом на операционном столе, - тоже момент немаловажный, чем короче операция, тем лучше исход.

- А бывает ли так, что, смоделировав операцию, врач сочтет ее в дальнейшем ненужной?

- Бывает. В частности, при доброкачественных опухолях, если они крупные и "неудобно" расположены. Припоминаю случай, когда у пациента обнаружили гемангиому печени. Опухоль оказалась очень большой, операция предстояла травматичная и кровавая, а "кратер" после удаления сделал бы нежизнеспособным значительный участок печени. Гемангиома же не относится к жизнеопасным заболеваниям. И хирурги, посовещавшись после виртуальной операции, пришли к заключению, что послеоперационный дефект будет гораздо большим, чем вред от самого заболевания. Пациента тоже убедили от операции отказаться.

Есть в этом новшестве и другая положительная сторона - юридическая: больной должен быть осведомлен обо всем, что ему предстоит, и предупрежден о последствиях. Когда ему расскажут и покажут, у него не возникнет сомнений в том, что врачи поступили правильно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно