Примерное время чтения: 4 минуты
211

Затянувшийся полет

Потерпевший крушение летом прошлого года пассажирский аэробус А-310, летевший из Москвы в Иркутск, стал могилой для 124 человек. Для потерявших родных и близких людей трагедия обернулась кошмаром с продолжением - до сих пор не всем удалось похоронить погибших.

ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС

Когда уцелевшие пассажиры и члены экипажа злополучного рейса начали понемногу приходить в себя, стали вспоминать, как спасались из горящего самолета. Многие рассказывали о подвиге бортпроводника Андрея Дьяконова. Именно он открыл аварийный люк пылающего салона и до последнего помогал выбираться пассажирам. Сам он не спасся. О его поступке заговорили как о подвиге, да вот только прийти на могилу героя и положить цветы пока что не получится - могилы нет. Впрочем, не у него одного.

Одна из оставшихся в живых стюардесс, Ольга Дмитриенко, не понимает, почему до сих пор ее погибшие коллеги не похоронены под своими именами.

- Нашу стюардессу Машу Пронину отвезли в Иваново, к маме другой бортпроводницы, Дарины. А где похоронена Дарина, до сих пор неизвестно, - рассказывает она.

Родные Андрея Дьяконова долгие месяцы тоже не знали, где его искать.

Путаница с принадлежностью тел погибших возникла несмотря на то, что после катастрофы для определения личностей были взяты анализы крови, ДНК. Да вот только ждать результатов из Ростова - единственного места, где такие анализы проводятся, пришлось полгода, а хоронили людей практически сразу после трагедии. Оказалось, что многие родственники погибших забирали чужие тела.

- Что там можно было опознать, - вздыхает Ольга Дьяконова, вдова Андрея. - После такого пожара... Одного мужчину узнали только по булавке от галстука. Обезумевшие от горя люди, которым казалось, что они нашли своего родственника, клали на гроб с останками бумажку с фамилией и именем. Это продолжалось до тех пор, пока не вышел сотрудник морга и не объявил: "На трупы бумажки больше не класть, у меня на каждом их уже по три-четыре".

В ПОИСКЕ ГЕРОЯ

Потерявшие любимых и близких убитые горем люди схожи в одном - искать причину трагедии в себе. Мама Андрея передумала за это время много тяжелых мыслей. Одна из них: "Ох, может быть, не надо было воспитывать его таким":

- Когда мы ехали с маленьким Андрюшей в общественном транспорте и освобождалось место, я говорила ему, что он - мужчина, а потому должен стоять, - вспоминает Надежда Николаевна. - А теперь я думаю, а нужно ли это было? Если бы он был воспитан по-другому, то подумал бы о себе и выпрыгнул из этого пекла. Остался бы жив.

Материнский эгоизм не тушат даже благодарные звонки со всей России - спасенные Андреем Дьяконовым пассажиры и их родственники помнят о том, кому они обязаны... Еще Надежду Николаевну приглашают на приемы высокопоставленные чиновники и вручают медали ее сына. Посмертно. "Орден мужества", врученный из рук министра транспорта России Игоря Левитина, медаль "Спешите творить добро" - уполномоченного по правам человека в России... Мама Андрея думает о том, что ее сын получил бы те же награды, если бы успел спастись сам. Правда, тогда смертей могло

быть больше. И куда большее количество душ металось бы, ожидая успокоения, как Надежда Николаевна, каждое утро которой начинается со звонков по инстанциям: "Ну где же, где же мой сын?"

Чтобы ответить на этот вопрос, стране понадобилось полгода. Перед Новым годом Надежде Николаевне сообщили, дескать, нашелся, в Молдавии похоронен.

- Мне сказали: "Не переживайте вы так, за могилкой ухаживают", но как я могу успокоиться, пока сама не похороню Андрея? - недоумевает Надежда Николаевна.

Мама Андрея Дьяконова обронила во время беседы о сыне: "Свое настоящее лицо человек показывает во время экстремальной ситуации - и хорошее, и плохое". Вроде бы генная наука (которая помогает точно установить личность погибшего) шагнула вперед, и на аппарат чиновников тратится немалая копейка, и подвиги не остаются незамеченными - медали за них вручаются посмертно...

P.S.: В первые дни нового года Надежда Николаевна наконец узнала, что ее сын похоронен родственниками одного из погибших пассажиров, которые приняли его за своего, все-таки в России, под Иркутском, на этот раз экспертиза установила его личность на все 100%.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно