Примерное время чтения: 2 минуты
84

"Косильщики" XVIII века

ВЕСНУ того года вверенный Петру I народ встречал в страхе и недоумении. Мало того что царь велел брить бороды и одел всех в немецкое платье, 19 мая 1712 г. он подписал указ о переносе столицы в Санкт-Петербург. И это касалось главного города страны, которую веками иначе как Московией не называли!

ПЁТР не любил Москву - она ассоциировалась со стрелецким бунтом и ненавистной старшей сестрой царевной Софьей. Поэтому, как только удалось отвоевать у шведов территорию на Неве, царь озадачился перенесением столицы. В письме, датированном 1704 г., Пётр пишет, что собирается "аще Бог изволит, в три дни или четыре быть в столицу (Питербурх)". Но царская мечта, как это часто случалось с Петром, опережала действительность. Долгие годы фактическим административным центром России оставалась Москва. Именно там работали все госучреждения, двор, посольства. Сенат тоже был первоначально учреждён в Первопрестольной и лишь через год переведён в Петербург.

Долгое время не переезжали на брега Невы Камер-коллегия (ведала налогами), Штатс-контор-коллегия (государственные расходы) и Ревизион-коллегия (прообраз Счётной палаты).

Мануфактур-коллегия (лёгкая промышленность) и Вотчинная коллегия (земельные дела) переехали только в 1727 г., а Преображенский приказ (что-то вроде ФСБ) не переехал вообще. Некоторые архивы тоже не были перевезены в Петербург и сгорели во время пожара в 1812 г.

Чиновникам того времени переезды не нравились точно так же, как нынешним. Чтобы остаться в Москве, многие пробовали сказаться больными. "Косильщиков" было так много, что для их освидетельствования пришлось создавать особые "медкомиссии". Князя Голицына, например, освидетельствовали в присутствии самого московского обер-полицмейстера. И нашли, что его "болезнь называется меланхолиум-ипохондрикум. За оными болезнями надлежит быть до совершения исцеления, а ныне ему ехать в Санкт-Петербург невозможно".

С тех пор российская столица меняла своё местоположение несколько раз. Пётр II вернул её в Москву, Анна Иоанновна - в Питер, Ленин - снова в Москву. Чем чёрт не шутит: вдруг переезд 1918 г. был не последним? Вот Конституционный суд уже дышит невским воздухом...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно