Примерное время чтения: 6 минут
965

Сын "убил" маму в музее

СКАНДАЛ в Эрмитаже потряс всех. Особенно же потрясло, как всё оказалось просто: в краже подозревается семья одной из хранительниц музея Ларисы Завадской... По версии правоохранительных органов, вещи выносили постепенно, начиная с 1998 года.

Сердце не выдержало

САМОЙ Ларисы уже нет в живых. Два года назад она пила чай на работе, встала, покачнулась и упала замертво, в 52 года. Как потом установили медики, у неё оторвался тромб. Как сказали злые языки, сердце не выдержало длившейся три года проверки Росохранкультуры. Коллеги до сих пор не могут сказать ничего плохого о Завадской: опытный специалист, порядочный человек. "Зачем ей было выносить столько лет достаточно недорогие вещи, когда она (как профессионал, знающий цену экспонатам) могла взять всего пару вещиц, но по-настоящему дорогих?" - недоумевают коллеги.

И тем не менее из Эрмитажа пропали десятки ценностей на 130 млн. руб. Как только список похищенного был опубликован, директор московского антикварного салона принесла в Росохранкультуру серебряный потир (церковную чашу для причастий). Нашли и того, кто сдал его в салон. Он рассказал, что об этом попросил приятель из Питера - Николай Завадский, муж хранительницы коллекции серебра Эрмитажа. На квартире у Завадских сыщики обнаружили более 70 квитанций из ломбардов.

Николай Завадский - преподаватель Госуниверситета физкультуры им. Лесгафта, ему 54 года. Когда первые подозрения пали на Ларису, он, говорят, звонил в Эрмитаж и переживал, не порочат ли имя умершей. И на первых допросах основное, что волновало его, - убедить, что жена не виновата.

"Несколько лет назад мы все отметили, что Завадский сильно выделился, - рассказывает его коллега по институту. - Приехал однажды на дорогой машине - это при нашей-то копеечной зарплате. Мы смеялись: "Наследство, что ли, получил?" И потом он всегда как будто чего-то боялся".

Так или иначе, сейчас Николай задержан. Задержан и их с Ларисой сын. Молодой человек после окончания истфака несколько лет работал в Эрмитаже. Про него мало что рассказывают - тихий худенький мальчик. Одни говорят, что у него были вредные привычки и проблемы с милицией, другие - что он мечтал об археологической экспедиции и потому пошёл в Эрмитаж.

В том же году, когда сердце Ларисы остановилось, он уволился из музея. Говорят, пошёл работать на таможню. Следствие установило, что кражи прекратились как раз в 2004 г.

Что заставило мужа и сына (если это они) пойти на преступление? Жажда наживы? В американских фильмах мошенники, обворовывающие музеи, приобретают виллы с бассейнами и яхты. Завадские живут в престижном районе Питера - на Петроградской стороне. Но это старая пятиэтажка, третий этаж без лифта. Узкие лестницы, грязь, обгоревшая дешёвая дверь... Достоевщина какая-то.

Из коммуналки за границу

ЛАРИСА Завадская - искусствовед, учёный секретарь отдела истории русского искусства Эрмитажа - жила с семьёй в коммуналке и до самой смерти ждала очереди на собственную квартиру. Им принадлежат две комнаты из трёх. Рассказывают, что третья комната сдавалась и квартиросъёмщики не всегда оказывались интеллигентными людьми. Возникали ссоры. Зарплата работника Эрмитажа - от 12 до 15 тыс. руб. Ларисе при её регалиях могли доплачивать до 20 тыс. руб. Купишь на эти деньги новую квартиру? Николай Завадский подрабатывал в нескольких вузах.

Сейчас любой факт из прошлого обрастает слухами и подозрениями. Вот, оказывается, Лариса часто ездила в Финляндию. Не сбывала ли она краденое за границу? Сын часто заходил к маме в фондохранилище. Не выносил ли он в этот момент экспонаты? Так это или нет, установит следствие.

Пока же Эрмитаж признал, что "практика и система учёта не соответствуют современным техническим возможностям и роли человеческого фактора". В Эрмитаже сотрудников музея на выходе... не досматривают вообще. Вот он - тот самый человеческий фактор: есть совесть - не вынесешь. Самое печальное, что в качестве мер, которые музей собирается предпринять, один из пунктов - "серьёзное ограничение количества выставок". Так что ещё и простые граждане пострадают. Новые владельцы ценностей, пропавших из Эрмитажа, узнав, что они краденые, начинают возвращать экспонаты.

Ларису Завадскую уже ничто не вернёт. Ни найденные шедевры, ни раскаяние супруга и сына. Если следователи правы, то трагедия, что разыгралась в тишине музея, поистине шекспировская. Что испытывала Лариса перед смертью? Слепую любовь к семье, беспомощность, неспособность предотвратить преступление, страх перед разоблачением, вину? Если она знала о краже, то понятно, почему её сердце не выдержало... Как жить дальше, когда любимые люди вынуждают идти против закона и совести?

Мария КАКТУРСКАЯ, Елена ПЕТРОВА, Артём КОСТЮКОВСКИЙ, "АиФ" - Санкт-Петербург"
Фото PhotoXPress.RU

Шедевры напрокат

В 2000 ГОДУ Эрмитаж проверяла Счётная палата. Ревизоры прошлись по запасникам. Из длиннющего перечня экспонатов наугад выбрали 50. Попросили показать. 47 в наличии не оказалось.

За шедевры в музее отвечают хранители. Они следят за тем, чтобы предметы вовремя отправлялись на реставрацию, берегут их от повреждений и предлагают на экспозиции. В Эрмитаже более 221 тысячи экспонатов числятся за хранителями, которые давно ушли из музея, а некоторые - из жизни.

Более того - согласно отчёту Счётной палаты, экспонаты из музея частенько отдавали "на волю" - так сказать, напрокат. На момент проверки более тысячи произведений искусства из Эрмитажа находились "во временном пользовании". В частности, два канделябра освещали будни Союза художников. Аудиторы проверили. Оказалось, что один канделябр - действительно тот самый, на 12 свечей, отлитый и позолоченный в 1810 году французским мастером Томиром. Второй тоже на 12 свечей, но отлитый в наше время неизвестным умельцем из неизвестного сплава. Где же тот второй, родной, томировский? Кто его знает?..

Там же, в запасниках, хранятся длинные рулоны с бирками "1947". Те самые перемещённые ценности. Сотни тысяч полотен и многое другое вывезли после войны из освобождённой Европы. За всё это время никто их ни разу не развернул и ни разу не увидел. В 1764 г. Эрмитаж начался с 225 произведений фламандской живописи, приобретённых Екатериной II. Сейчас в коллекции 2 млн. 893 тыс. 292 музейных предмета. Может быть, потому ничего и не жалко?

Алексей ХЛЕБНИКОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно