Примерное время чтения: 7 минут
248

Кулибины всея Руси...

НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ещё таланты на земле Русской! Нужно только дать им возможность себя проявить. Впрочем, иногда достаточно просто не мешать. Можно, сидя на кухне, придумать уникальную технологию производства одноразовых тапок для гостиниц, как это сделала предприниматель из Брянска. Другой герой наших публикаций решился выращивать в заснеженном Подмосковье страусов. Смоленские учёные, начав очищать родной город от мусора, поняли, что бытовые отходы вполне можно превратить в деньги. Жизнь сама заставляет нас искать способы выживания и наталкивает на новые открытия, изобретения.

...пашут и сеют

В ДЕРЕВНЕ Арансахой Иркутской области живёт уникальный изобретатель. Виктор Зайцев, получив два высших образования, добровольно распрощался с городской жизнью и перебрался в таёжную глухомань.

ДОМ его находится глубоко в тайге. Ехать битый час по бездорожью. Ближайшие газ, свет и водопровод располагаются в десятке километров. Зайцева это только радует: "Я всегда мечтал жить подальше от цивилизации".

В доме - склад непонятных железяк, инструментов и заготовок. В углу двухъярусная кровать, с которой на меня с подозрением косится... коза. "Раньше у меня там жена спала, - рассказывает Виктор, - но потом запила, стала мне изменять, и я её выгнал". Чтобы место не пропадало, фермер переоборудовал нижний ярус в загон и разместил там козу с козлёнком. "Смотри, какой красивый, - Виктор вытаскивает маленького козлёнка и протягивает мне. - Я его назвал Соколиком..."

Я пячусь и упираюсь в большой металлический ящик. "Осторожнее! - кричит Виктор. - У меня там яйца!" Он кладёт животное на место и подходит к непонятному сооружению: "Это инкубатор моего собственного изобретения!" В ящике действительно лежат три десятка гусиных яиц. "Снизу это своеобразный бутерброд из металлических пластин, - объясняет он. - Нагревается газовым баллоном. Сверху укладываются яйца. Сбоку - регулятор температуры, который я сделал из старого будильника и магнитофонного моторчика. Если температура выше нормы, регулятор уменьшает подачу газа, если ниже - увеличивает".

С малых лет Виктор Зайцев был увлечённым мальчишкой: играл на скрипке, катался на мотоцикле, изучал фотографию и летал на дельтаплане. Закончив факультет журналистики Иркутского государственного университета, он даже несколько лет проработал корреспондентом газеты "Знамя коммунизма". Однако техническое начало взяло своё, и Зайцев, получив второе высшее, пошёл работать на Ангарский нефтехимический комбинат. Ум молодого специалиста не знал покоя: пытаясь облегчить собственную работу, Виктор начал изобретать различные приспособления. "Много чего успел я сделать за свою жизнь, - говорит Зайцев. - И ведь никаких чертежей не составляю, всё в голове держу!"

Устав однажды от городской суеты, Виктор перебрался в деревню. Взглянув новаторским глазом на старые вещи, принялся совершенствовать всё, что было под рукой. Участок был усыпан пнями. Фермер изобрёл гидравлический корчеватель пней. Ближайшая река, из которой берёт воду Виктор, находится аж в километре от дома. "Носить вёдра обычным коромыслом - одна мука, - сетует Зайцев, - шею потом не повернёшь". А "зайцевское коромысло" позволяет с лёгкостью переносить два бака по 20 литров без ущерба для суставов. Фермер надевает на себя металлический обруч с двумя лямками и цепляет канистры. Действительно, очень удобно. Морковесажалка, изобретённая Зайцевым в прошлом году, - особая гордость. С её помощью можно засеять гектар за день с ювелирной точностью: расстояние между морковками будет ровно 5 сантиметров.

Всё, за что берётся Виктор Зайцев, спорится и ладится. Единственная проблема, решить которую не в силах смекалка и изобретательность фермера, - это отсутствие хозяйки. "Я трачу кучу времени на стирку, готовку и прочие бабьи хлопоты! - сокрушается Зайцев. - На важные дела и изобретения времени почти не остаётся". Но фермер надеется, что и эта досадная проблема решится: найдётся женщина, возьмёт на себя все домашние дела, а он без остатка отдастся своему любимому делу - изобретательству.

Дмитрий МАРКОВ
Фото автора

...днём и ночью

ЕСЛИ соединить электромотор, кусок ткани и лампу, получим конструкцию, которая помогает спасать человеческие жизни.

"ВОТ за это нам уже сказали спасибо", - говорит Илья Наличаев и показывает фотографии развалин "Трансвааль-парка" и иранского землетрясения. Сразу и не поймёшь, за что тут благодарить.

Так уж вышло, что взрывы, крушения и прочие стихийные бедствия стали для него бизнесом. Он помогает разбираться с их последствиями.

В середине 1990-х отец и сын Наличаевы сидели в небольшом ангаре в Подмосковье и шили всякое туристическое снаряжение: паруса для виндсёрфинга, парапланы, палатки и даже панамки. "Можно было и джинсы шить. Только большие деньги на этом не сделаешь", - говорит Илья.

В 1998 г. одноклассник Наличаева привёз из-за границы несколько довольно мощных переносных светильников. "У меня к тому времени было много знакомых среди спасателей. Я и сам получил удостоверение МЧС. По-смотрел я на иностранные лампы и подумал: "Такая штука спасателям могла бы пригодиться", - вспоминает Наличаев.

Конечно, для работы на улице ночью уже давно существуют прожекторы. Но они светят в одном направлении, а Илья задумал лампу, которая освещает всё вокруг на большой площади. И чтобы без неудобных штативов и кронштейнов. Так возникла идея "световой башни".

Конструкция прибора, который сегодня продают отец и сын Наличаевы, довольна проста. На электрическом двигателе размером с лодочный мотор крепится лампа. Небольшой насос надувает сверху чехол из специальной светоотражающей ткани. Всё это превращается в пятиметровый светящийся столб, который может освещать несколько тысяч квадратных метров. "Теперь МЧС при разборе завалов первым делом запускает нашу лампу, а уже потом вокруг неё организуется лагерь", - с гордостью говорит изобретатель.

Вложить в чудо-лампу, по воспоминаниям Наличаева, пришлось 10-20 тыс. долларов. Несколько раз своё изобретение переделывали. Продать первую "световую башню" удалось лишь через два года после начала экспериментов. Лампа уехала в Пермь освещать автосалон под открытым небом. Крупную партию (15 штук) купило одно из региональных управлений железных дорог, чтобы ночью ремонтировать рельсы. Затем светящиеся башни стали покупать МЧС, нефтяники, дома отдыха, даже гаишники.

Спустя два года после начала торговли у Наличаевых появились конкуренты. Один "предприниматель" начал клеить на наличаевские лампы наклейки с названием своей фирмы, а потом и сам стал делать похожие конструкции. Несмотря на то что Илья в 2001 году уже запатентовал свою лампу, совсем недавно ему пришлось получать ещё один, дополнительный патент.

Несколько световых башен отправились в Швейцарию. Фирма, которая купила установки, даже не постесняется написать, что такой чудо-фонарь "сделан в России". Теперь бизнесмены всерьёз задумались о выходе на зарубежные рынки.

Сегодня Наличаевы продают около 300 установок в год. Стоимость башни в зависимости от размера и конструкции - 2400- 3000 евро. В этом году предприниматель рассчитывает на оборот более чем в 1 млн. евро. И с улыбкой вспоминает те времена, когда ему приходилось шить панамки.

Максим ЧИЖОВ
Фото автора

Фотофакт

Мурманский изобретатель Пётр Леонтьев изготавливает новый вид стелек для обуви. Запатентованное ноу-хау официально называется "Вкладная массажная стелька Леонтьева".

Компактный, бесшумный и экологически безопасный электромобиль изобрёл житель села Кашино, бывший инженер оборонного завода Виктор Кетов.

Фото ИТАР-ТАСС

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно