50

ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ. Как решить проблему временно неработающих

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 16/07/1985

В нашей стране созданы все условия для творческого плодотворного труда. Поэтому так обидно видеть тех, кто не хочет честно трудиться, выполнять свой гражданский долг. Пусть их немного, но они есть, они на виду и наносят обществу большой моральный ущерб.

Слышал, что в одном из городов Белоруссии успешно действует система учета и контроля за трудоустройством. Хотелось бы узнать о ней подробнее.

В. Степутенко, Ростов-на-Дону

На вопрос отвечает В. БАЧИЛО, заместитель председателя Госкомтруда Белорусской ССР.

ПРОБЛЕМА временно неработающих не только социальная, но и экономическая. Не вполне благоприятная демографическая ситуация, сложившаяся в отдельных регионах страны, требует рационального распределения и использования имеющихся трудовых ресурсов. Однако часть трудоспособного населения под различными предлогами уклоняется от общественно полезного труда.

Как показали исследования, среди временно неработающих большой процент составляют те, кто склонен к частой перемене мест. Причем только половина из них трудоустраивается в срок до двух недель, остальные тратят на это месяц и больше. Особенно велик перерыв в работе у уволенных за нарушение трудовой дисциплины.

Сюда же относится та часть молодежи, которая не спешит устраиваться на работу после окончания школы, отчисленные из учебных заведений, выпускники вузов и техникумов, получившие право на самостоятельное трудоустройство. К числу уклоняющихся от общественно полезного труда надо причислить "шабашников", подыскивающих выгодный "контракт", и, наконец, откровенных тунеядцев.

Временная незанятость - опасное явление. Оно влечет за собой не только ежегодную потерю тысяч рабочих рук, столь необходимых народному хозяйству, но и чревато различными правонарушениями. Вот почему в борьбу с этим социальным злом, в рамках законности, включаются правоохранительные и советские органы, общественность. Там, где эта борьба ведется комплексно, целенаправленно, как, например, в городе Новополоцке Витебской области, она приносит хорошие результаты. '

Суть применяемой в Новополоцке системы учета временно неработающих лиц - в организации четкого контроля за общим и индивидуальным движением трудовых ресурсов на базе бюро по трудоустройству и информации населения. Оно предусматривает четкую систему учета рабочей силы в целом по городу и осуществляется на основе специальных карточек перемещений работников. С их помощью контролируются сроки трудоустройства рабочих и служащих, молодежи, лиц, склонных к тунеядству и необоснованной смене места работы. Всю работу координирует комиссия по использованию трудовых ресурсов при горисполкоме.

В городе заведен порядок: в соответствии с решением исполкома Новополоцкого горсовета прием на работу производится через бюро по трудоустройству, которое связано специальной информационной системой с отделами кадров предприятий и учебных заведений, паспортным отделением и службами горисполкома.

А при увольнении работника отдел кадров предприятия заполняет и пересылает в бюро его карточку, в которой указана причина увольнения и, по возможности, место, куда он намерен устроиться.

В бюро поступают также карточки учета отчисленных из учебных заведений и прибывших в город на постоянное жительство. В 1984 г., например, поступила 3771 карточка на неработающих граждан; 2794 человека были трудоустроены, несколько сот выбыло из города. Часть карточек - на лиц, не работающих свыше трех месяцев, - передана в отдел внутренних дел для проверки причин длительного уклонения от общественно полезного труда и принятия мер в соответствии с законом.

Простая в общем-то система позволила поставить заслон летунам, правонарушителям, тунеядцам. В прошлом году, например, в городе выявлено 93 тунеядца, 64 из которых устроились на работу, несколько человек привлечено к ответственности или направлено на принудительное лечение от алкоголизма.

Жители Новополоцка с одобрением относятся к такому порядку. Этот опыт одобрен бюро ЦК Компартии Белоруссии и будет использован в других городах и районах республики.

* * *

Комментарий юриста

Н. ТАРАСЕНКО, заместитель начальника инспекторского управления МВД СССР, полковник милиции

Система работы исполкома Новополоцкого городского Совета народных депутатов по учету неработающих граждан, оказанию им содействия в трудоустройстве (подыскании работы) эффективна, поскольку обеспечивает создание персонального учета трудоспособного населения и контроля за перемещением кадров в масштабе города, и правомерна. Согласитесь, сосредоточение в бюро по трудоустройству сведений о лицах, уволенных за прогулы, нарушения трудовой дисциплины, по так называемым отрицательным мотивам, информирование о них органов внутренних дел способствуют своевременному выявлению уклоняющихся от общественно полезного труда, злостных пьяниц и алкоголиков, а также тех, кто на почве злоупотребления спиртными напитками допускает хулиганские действия, оказывает отрицательное влияние на воспитание детей.

Как показывает практика, лица, уволенные по отрицательным мотивам, нередко являются нарушителями общественного порядка, правил социалистического общежития, а в ряде случаев становятся на путь совершения преступлений. Принятие к таким лицам соответствующих предупредительно- профилактических мер (в том числе определение на лечение от алкоголизма, оказание помощи в трудоустройстве и т. д.), с одной стороны, обеспечивает успешную борьбу с тунеядством на ранней его стадии, а с другой - способствует эффективной борьбе с правонарушениями.

Как показала практика, новополоцкий эксперимент никак не ущемляет прав тех трудящихся, которые по каким-то мотивам решили сменить место работы. Напротив, он помогает человеку быстрее найти дело по силам и по душе, а соответствующим государственным органам контролировать перемещение трудовых ресурсов. Не случайно жители Новополоцка с одобрением относятся к действующей системе, в городе значительно улучшилась охрана правопорядка и профилактика правонарушений.

Жизнеспособность новополоцкой системы определяется тем, что была достигнута четкая согласованность действий между государственными органами и населением, которой предшествовала большая работа по разъяснению целей и задач учета и движения трудовых ресурсов.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество