Примерное время чтения: 7 минут
63

ЛИЦО "СВОБОДНОГО" МИРА. ФРГ: тотальная слежка

Западногерманский журнал "Шпигель" опубликовал статью о деятельности службы военной контрразведки бундесвера (МАД) в ФРГ. Ниже приводятся выдержки из этой статьи.

ВОЛЬФГАНГ ШНАЙДЕР (фамилия, изменена. -Прим. ред. "Шпигель") был солдат как солдат. По отзыву начальства, службу нес "исправно". Никаких политических взглядов, которые могли бы возбудить подозрение, он "при этом не выражал". Проблемы возникли лишь после того, как он попал в подразделение артиллерии мотопехотных войск под Кобленцем. Даже его производство в ефрейторы пришлось отложить. Основание: еще до призыва в армию служба военной контрразведки бундесвера (МАД) изучила его "политические воззрения" и запрограммировала их в свой компьютер под архивным номером 4-3186-79. Шнайдер был занесен в картотеку как "широко известный левый активист".

Был ли он таковым в действительности, уже не играло роли. Предательский архивный номер в его деле и тайная характеристика МАД оказались для начальников Шнайдера достаточным основанием, чтобы относиться к своему новому подчиненному с осторожностью. Этот случай показывает, какие последствия ждут гражданина, попавшего в поле зрения МАД, - однажды составленной "предварительной" характеристики достаточно, чтобы человеку был подписан приговор.

В 1982 г. комиссия Ганса Петера Булля, впоследствии уволенного министром внутренних дел Ф. Циммерманом, провела обследование досье и картотек МАД. в кельнском управлении безопасности бундесвера (УББ). Результаты оказались ошеломляющими. Их засекретили и заперли под замок.

Как выяснилось, служба МАД, задача которой состоит в защите бундесвера от саботажа, проникновения подрывных элементов, шпионажа и разложения, годами превышала свои полномочия. Она вела слежку за лицами, которые не имели отношения к армии, и собирала на них материалы - на детей и стариков (в досье МАД были обнаружены фамилии 12 тыс. мужчин старше 80 лет), женщин и иностранцев, работников искусств, политических деятелей, писателей.

Попав в картотеку, человек остается в ней на всю жизнь. Записями, сделанными еще в 50-х годах, и сегодня руководствуются другие учреждения. Особенно "обострялся слух" агентов МАД в тех случаях, когда речь заходила о "происках коммунистов". В 60-е годы было достаточно подписать петицию в бундестаг с требованием "легализации компартии на основе конституции", чтобы оказаться занесенным в центральную картотеку службы контрразведки. После того как один евангелический священник преклонных лет тоже подписал эту петицию в 1965 г., МАД продолжала собирать сведения о нем на протяжении 16 лет.

В 1979 г. в ходе кампании перед выборами в ландтаг земли Рейнланд-Пфальц сотрудники уголовной полиции вели слежку за коммунистами: регистрировали номера всех машин, находящихся вблизи мест проведения предвыборных мероприятий, и устанавливали личность их владельцев, независимо от того, были они активными участниками предвыборной кампании, присутствовали на ней в качестве зрителей или просто случайно поставили там свои автомобили.

В 1981 г. МАД провела акцию в отношении движения за мир. Сотрудники МАД вели слежку за распространением листовок, призывающих к отмене натовского "двойного решения" и полному запрету ядерного оружия. Тогда же в поле зрения МАД попали 6 человек, которые предположительно участвовали в демонстрации протеста против проведения маневров бундесвера "Шарфе клинге".

Из документов не явствует, что демонстрация создала помехи для маневров "Шарфе клинге". Тем не менее в заключении МАД говорится: "Названные лица в силу своего участия в действиях, направленных на срыв маневров, принадлежат к враждебной конституции организации и в случае призыва на действительную военную службу создадут возможную угрозу безопасности бундесвера".

В основном фонде картотеки есть раздел "разложение". Это - рукописное досье, содержащее сведения о примерно 50 тыс. лиц. В это досье был занесен практически каждый, кто по всем понятиям должен бы был считаться в ФРГ "левым". Туда попали писатель Бернт Энгельман, один из руководителей профсоюза металлистов Гельмут Бук, основатель газеты "Нюрнбергер нахрихтен" и бывший узник концлагеря Бухенвальд Иозеф Дрексель и профессор риторики Вальтер Енс. Основание: все они в 1975 г. подписали воззвание "30 лет освобождения от гитлеровского фашизма - 30 лет борьбы за мир".

О сенаторе Гамбурга Хельге Шухардт (бывшем депутате бундестага от СвДП) в картотеке была такая запись: "7 февраля 1973 г. во время дискуссионной встречи "Для чего нужны учебные заведения бундесвера?" Шухардт выразила сожаление относительно основания высшей школы бундесвера и призвала к бдительности". "В ходе полемики по вопросу о подготовке одного чилийского офицера при бундесвере, - говорится в другой записи, - Шухардт публично высказалась против такой подготовки". "Подписала воззвание в поддержку призыва к ООН по поводу Чили".

В докладе комиссии названы лишь отдельные случаи, за которыми скрываются многие сотни других.

* * *

Когда - правда, а когда - кривда

В письмах наших читателей иногда выражается недоумение по поводу того, что мы, разоблачая публикации буржуазной печати, в то же время ссылаемся на их отдельные статьи.

Что ж, вопрос, как говорится, "поставлен ребром". Однако противоречие здесь кажущееся. Пропагандистские органы Запада, во всяком случае те, что претендуют на солидность, работают профессионально. Чтобы не растерять читателей (а значит, и прибыли), буржуазные издания вынуждены освещать больные проблемы внутренней жизни, проблемы, которые, конечно же, хорошо известны западной аудитории. Естественно, что степень "критичности" статей в этих изданиях зависит от позиций тех групп и слоев буржуазного общества, мнения которых они отражают. Но в любом случав критика эта не затрагивает основ капитализма.

Возьмем для примера западногерманский журнал "Шпигель", статью из которого мы дали выше. Этот журнал (в переводе "Шпигель" означает "зеркало") приобрел репутацию "одного из самых информированных и самых читаемых еженедельников ФРГ". Он неоднократно публиковал серьезные, качественные материалы о жизни в странах Запада, в том числе разоблачительного характера. К ним можно отнести и воспроизводимую нами статью.

Однако нередко солидность, чувство меры явно изменяют "независимым" представителям западной печати. Это чаще всего происходит под влиянием "социального заказа" власть предержащих, особенно когда речь идет о социализме, о Советском Союзе.

Посмотрим, как отражается в западногерманском "зеркале" Советский Союз? За последние полгода в "журнале новостей", как именует себя "Шпигель", появилось множество спекуляций о советской внешней политике, основанных на непроверенных слухах, неточностях и попросту измышлениях. Примером такой фальшивки может быть материал о "контактах СССР и ЮАР".

За это время напечатано лишь несколько статей собственно о жизни нашей страны. Какие же события и проблемы взволновали собкора "Шпигеля" в Москве А. Лоренца? Об этом недавно рассказала газета "Советская Россия".

Один из его репортажей посвящен драме во льдах Чукотского моря (о ней широко писала советская пресса). Второй материал озаглавлен: "Как в СССР получают квартиру". Третий поведал о дискотеках в Москве. Вот, пожалуй, и все.

Но и эти материалы о нашей стране выдержаны в жестком стиле неприятия советской действительности, обильно снабжены антисоветскими комментариями. Даже в репортаже о трагедии во льдах основная мысль, как ни странно, о... "советской военной угрозе". Дискотеки же, по мнению г-на Лоренца, единственное место, где советская молодежь" может приобщиться к "цивилизации".

"В Москве утверждают...", "ходят слухи..." - подобные ремарки заполняют материалы собкора "Шпигеля". В результате "зеркало", как видим, получается довольно кривое...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно