53

ДВА МИРА - ДВЕ ПОЛИТИКИ. Взаимовыгодное партнерство

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45 06/11/1983

В рассуждениях западных пропагандистов нередко встречается измышление о том, что будто бы социалистическое соревнование суть та же конкуренция производителей. Особенно это, мол, относится к взаимоотношениям партнеров по Совету Экономической Взаимопомощи.

В нескольких внешних, формально сходных чертах (применение новой техники, структурные сдвиги в экономике, планирование, элементы которого все более просматриваются на государственно-монополистическом уровне в капиталистическом мире) усматриваются основания для утверждений о якобы имеющем место "взаимопроникновении" социалистического и капиталистического способов производства.

В этих домыслах отрыв внешне похожих явлений от социально экономического контекста и сопоставление несопоставимого служит определенной, явно спекулятивной цели - доказать "единую природу" государств с развитой индустриальной экономикой.

Здесь они, по крайней мере, трижды извращают суть явлений. Во-первых, конкуренцию выдают за благо. Во-вторых, социалистическое соревнование представляют как миф. В третьих, внедряют мысль о том, что между соответствующими отраслями производства в странах - членах СЭВ тоже господствует конкуренция.

Эпизод из хроники конкурентной борьбы. 36 проц. французского автомобильного рынка захвачено иностранными компаниями. Больше всего пострадала фирма "Рено", сократившая продажу своих машин в стране на 16,6 процента. По итогам шести месяцев этого года на первое место по производству автомобилей в странах Западной Европы вышли действующие на ее территории заводы американской корпорации "Форд". Год назад "Форд" занимал в Западной Европе лишь четвертое место, а ныне вырвался вперед захватив почти 13 проц. рынка сбыта и оттеснив на второе место французскую фирму "Рено", а на третье - итальянскую "Фиат". В результате сокращения производства на "Рено" и "Фиате" стали безработными многие рабочие. Так когда-то, в свою очередь, за ворота были выброшены десятки тысяч рабочих "Форда".

ПОЖАЛУЙ, можно согласиться с тем, что многие современные технические новинки были внедрены в результате конкурентной борьбы между монополиями. И конкуренция выступает здесь как один из факторов, стимулирующих технологический прогресс. Однако неверно и недобросовестно делать из этого вывод о конкуренции как о благе ибо не появление новинок является сутью и целью конкуренции.

Цель конкурентной борьбы между монополиями - получение прибылей, средство же (или лучше сказать - жертва) - человек. Стремясь овладеть положением монополиста- диктатора, концерны и фирмы рвутся вперед, бесцеремонно расталкивая соперников. Разоряются мелкие, средние фирмы. Не устояв на ногах, рушатся и колоссы. И, как следствие всего этого, разыгрываются десятки миллионов человеческих драм.

В 1982 г. в Англии обанкротилась 11131 компания (на 35 проц. больше, чем в предыдущем году) в Австрии 3 тыс. фирм не выдержали конкуренции, в ФРГ разорились 11916 компаний (на 40 проц. больше, чем в 1981 г.)...

Так что далеко не для всех конкуренция - благо. Только для крупных, сильных и неразборчивых в средствах монополий.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ НЕ МИФ!

В то же время живущее согласно основному экономическому закону социализма народное хозяйство в странах - членах СЭВ ориентировано на все более полное удовлетворение потребностей членов общества. Цель - благо человека. Технический прогресс - средство. Только учитывая эту объективную реальность, и следует сравнивать конкуренцию с соревнованием. Различные по своей природе они различны по своему механизму и ведут к диаметрально противоположным социально-экономическим последствиям.

Интернациональное социалистическое соревнование вызвано к жизни интенсивным развитием специализации и кооперации предприятий. Его участники не изматывают друг друга, а поддерживают.

Если во взаимоотношениях капиталистических конкурентов господствует принцип соблюдения "секрета фирмы", то среди партнеров по социалистической экономической интеграции, вступивших в соревнование, царят гласность и обмен передовым опытом.

В конкурентной борьбе побеждает сильнейший и более изощренный. В соцсоревновании выигрывают все.

Итак, налицо совершенно противоположные тенденции разобщение и выживание за счет другого в одном случае и консолидация усилий и нахождение наиболее эффективных решений на благо всех за счет рационального разделения труда между каждым производителем - в другом.

НА ПРИНЦИПЕ ВЗАИМОПОМОЩИ

Несмотря на все усилия решить возникающие проблемы между партнерами конкурентами в ЕЭС то и дело разгораются "войны" - стальные, рыбные, винные. Слишком велико расхождение в интересах монополий.

В СЭВе интересы партнеров тоже не всегда совпадают. Но потенциально спорные ситуации в самом зародыше устраняются на основе принципа взаимной выгоды. Так, например, эффективному производству чугуна в Венгрии в последние годы стало серьезно препятствовать низкое содержание железа и высокое содержание кремнезема в поставляемой товарной руде. Для улучшения качества железной руды между советскими и венгерскими внешнеторговыми предприятиями подписан контракт на исследования по обогащению криворожской железной руды и на разработку технико-экономического обоснования по созданию обогатительной фабрики в СССР, с тем чтобы обеспечить в дальнейшем вместо аглоруды поставки концентрата с содержанием железа 62 - 64 проц. и кремнезема - 6 - 7 процентов.

Примером взаимопомощи может служить вся практика интернационального социалистического соревнования. Взаимопомощь и соревнование идут рука об руку в системе социалистических хозяйственных отношений.

Эпизоды из хроники интернационального социалистического соревнования. Волжский автомобильный завод получает из стран СЭВ комплектующие узлы и детали 80 видов до 400 тыс. комплектов в год Венгрия, например, поставляет для ВАЗа 19 видов комплектующих изделий. Их стоимость идет на оплату половины получаемых в порядке обмена легковых автомобилей, общее число которых составляет за пятилетие 180 тыс. штук.

НПузловая специализация эффективно используется и в производстве венгерских "Икарусов", передние мосты для которых поступают из Советского Союза, сиденья для водителей - из ГДР, "дворники" и некоторые другие детали - из Польши. Ряд деталей присылает Чехословакия. В 1981 - 1985 гг. взаимные поставки узлов и деталей, производимых на кооперации между СССР и ВНР (задних мостов из ВНР и различных типов карданных валов из СССР), увеличатся вдвое. В процессе сотрудничества совершенствуется производство, облегчается труд людей, повышается качество продукции, идет поиск новых эффективных приемов труда.

ВЫВОД:

СОРЕВНОВАНИЕ - это прежде всего инициатива и социалистическая предприимчивость по высшему, гуманистическому счету. Инициатива масс создает реальные предпосылки для совершенствования экономических отношений. А такое совершенствование - залог роста производства и повышения благосостояния людей.

КЛАССОВАЯ ориентация на принципиально различные конечные цели исключает приведение к "общему знаменателю" способов и целей капиталистической и социалистической экономик.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество