70

НА БЛАГО НАРОДА. Эффективные меры для удовлетворения спроса населения

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 11/10/1983

Г. КИПЕРМАН, доктор экономических наук, профессор

СЛОВО "дефицит", к сожалению, еще довольно часто встречается в нашем лексиконе. Отрицательные последствия дефицита общеизвестны. Трудности приобретения нужного товара, потери времени на поиски его в магазинах и в очередях у прилавков. Не изжита еще и спекуляция дефицитными вещами, перепродажа их по завышенным ценам.

Дефицитность ряда промышленных товаров беспокоит наши плановые и хозяйственные органы, ими принимаются серьезные меры по преодолению и предупреждению возникновения дефицитов. Госпланом СССР совместно с министерствами и ведомствами разрабатываются специальные программы устранения дефицита изделий массового спроса, включающие комплекс мероприятий по расширению производства этих изделий, при необходимости - увеличению импорта из других стран самих изделий или материалов для их изготовления (например, импортной джинсовой ткани).

Эти меры отличаются действенностью, эффективностью, они дают положительные результаты. Убедительным примером может служить положение с фарфоро-фаянсовой и сортовой посудой. Еще несколько лет назад она была крайне дефицитна. И тогда Госплан СССР совместно с Министерством легкой промышленности и Министерством промышленности строительных материалов, в состав которых входят и предприятия по производству посуды, разработал и осуществил систему мероприятий по преодолению дефицита. К числу этих мероприятий относилось строительство ряда новых предприятий по производству фарфоро-фаянсовых изделий, реконструкция и расширение мощностей действующих, увеличение импорта отдельных видов посуды.

В ходе реализации намеченной программы были построены и введены в действие новые предприятия - Самаркандский и Кувасайский заводы в Узбекистане, Кировабадский в Азербайджане, Копчегайский в Казахстане, завод в г. Турсун-заде (Таджикистан) и др. Одновременно увеличили выпуск посуды практически все действующие предприятия. В результате общий объем выпуска фарфоро-фаянсовых изделий резко увеличился как в целом, так и в ассортиментном разрезе (см. табл.).

РОСТ ПРОИЗВОДСТВА ФАРФОРО-ФАЯНСОВОЙ ПОСУДЫ В СССР

Одновременно возрос и импорт - с 52,8 млн. руб. в 1970 г. до 115,2 млн. руб. в 1975 году. Приближение к полному удовлетворению потребностей позволило несколько сократить импорт, и в 1980 г. он составил 91,1 млн. рублей.

В результате принятых мер положение в торговле фарфоро-фаянсовой посудой коренным образом изменилось. В целом продажа населению фарфоро-фаянсовой и сортовой посуды стабилизировалась (в первом полугодии 1983 г. она оставалась на уровне первого полугодия 1982 г.). Однако это не значит, что вопрос можно полностью снять с повестки дня, считая, что все задачи в области удовлетворения спроса на посуду решены. Сейчас, например, возросли требования населения к качеству и ассортименту изделий, увеличился спрос на сервизы столовые, чайные и кофейные. Решению этого вопроса уделяют большое внимание плановые и хозяйственные органы.

В настоящее время решается проблема удовлетворения потребностей населения в хлопчатобумажных тканях, постельном белье. Причинами дефицита этих товаров являются невысокое качество хлопка, недостаточный удельный вес тонковолокнистых сортов его (их доля в производстве - менее 10 проц., а нужно 15 - 20 проц.), большие потери при хранении в бунтах.

В десятой пятилетке промышленность не выполнила план производства хлопчатобумажных тканей примерно на миллиард квадратных метров. В то же время спрос населения стремительно возрастал. Повышение денежных доходов населения позволяет практически каждой семье приобретать столько постельного белья, сколько она считает нужным, отказавшись от использования "чиненого" и "латаного", как это было в прошлом. Развитие дачного строительства, туризма, пользование услугами прачечных - каждая из этих и многие другие причины внесли свою "лепту" в образование дефицита. А раз возникнув, дефицит уже сам порождает дефицит. Вступают в действие психологические факторы: теперь, увидев в продаже простыни или пододеяльники, хозяйка покупает не 2 - 3 штуки, которые ей действительно нужны, а столько, сколько удается приобрести, т. е, как можно больше.

Задача преодоления этого дефицита успешно решается в нынешней, одиннадцатой пятилетке. Производство хлопчатобумажных тканей и изделий из них возрастет за пятилетку на треть, т. е. опережающими темпами по сравнению со всей легкой промышленностью (19 проц.). При этом выпуск постельного белья увеличится на 45 проц. Приняты меры для увеличения производства тонковолокнистого хлопка.

Крупный резерв - резкое уменьшение, а в дальнейшем практически полное прекращение использования хлопчатобумажных тканей на технические нужды (как основы для производства абразивной шлифовальной шкурки, кордной ткани, в качестве упаковочного материала и т. п.). Уже удалось высвободить для нужд населения более 500 млн. м"sup"2"/sup", до конца пятилетки будет высвобождено еще столько же. Расширен и импорт столового, постельного белья и полотенец - с 56,4 в 1980 г. до 93,5 млн. руб. в 1982 году. Сейчас уже можно твердо сказать, что дефицит постельного белья пошел на убыль. В ближайшее время он будет полностью ликвидирован.

В соответствии с принятым в этом году постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дополнительных мерах по улучшению обеспечения населения товарами народного потребления в 1983 - 1985 годах" плановые и хозяйственные органы принимают в централизованном порядке меры, чтобы перечень дефицитных товаров уменьшался, а время их "пребывания" в дефиците сокращалось.

Учитывая большие возможности, имеющиеся в промышленности для производства товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, в плане одиннадцатой пятилетки предусмотрено увеличение их выпуска на 40 проц., что значительно превышает общий темп роста продукции промышленности (26 проц.).

В целях достижения сбалансированности между общим объемом производства товаров народного потребления и платных услуг и суммой денежных доходов населения начиная с нынешнего года каждой области (краю), точно так же как и каждому предприятию, устанавливается задание по выпуску товаров народного потребления в розничных ценах в расчете на каждый рубль заработной платы.

Не менее важно создать такую экономическую ситуацию в стране, которая облегчала бы предупреждение и преодоление дефицитов. Речь идет прежде всего об обеспечении правильного соотношения между ростом денежных доходов населения и производства товаров народного потребления (и платных услуг). Рост производства товаров народного потребления должен опережать увеличение денежных доходов населения. Именно такое соотношение предусмотрено планом одиннадцатой пятилетки: при росте средней заработной платы рабочих и служащих на 14,5 проц., а доходов колхозников (от общественного хозяйства) на 20 производство товаров народного потребления увеличится на 26,2, а объем бытовых услуг населению - на 44,3 процента.

Отрадно отметить, что в нынешнем году эти правильные экономические пропорции полностью выдерживаются. В первом полугодии 1983 г. средняя денежная заработная плата рабочих и служащих возросла на 2,2 проц., производство предметов потребления - на 4, а объем реализации населению бытовых услуг - на 6 процентов.

Дефицит не устоит. У нас есть все условия для его преодоления.

РОСТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ В СССР

"img src="41aif012.gif""

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество