Примерное время чтения: 6 минут
105

КУЛЬТУРА. Барьеры на пути искусства

Чем закончилась "антиконцертная кампания" в США

Недавно в Соединенных Штатах Америки состоялись выступления популярных советских артистов: А. Миронова, И. Кобзона, Н. Брегвадзе, Л. Голубкиной, Н. Борисковой.

За две недели пребывания в Америке представители советского искусства дали семь концертов. Эту статью мы подготовили на основе публикаций, появившихся в газете "Голос Родины".

КОНЦЕРТЫ прошли с огромным успехом. Но на фоне длиннющих очередей за билетами закопошилась бурная "антиконцертная" кампания. Первым импульсом этой неблаговидной акции была статейка, напечатанная в антисоветской газете за подписью некоего Г. Табачника.

Главными, основополагающими постулатами запевалы "антиконцертного движения" были такие, с позволения сказать, "доводы": "Концерты советских артистов - это пропагандистская акция Москвы, нацеленная на разложение иммиграции", "средства, собранные за концерты, пойдут на...". Тут следует множество авторских "гипотез", самые яркие из которых такие: "ремонт межконтинентальных баллистических ракет", "перехват американских космических "челноков", "тринадцатая (премиальная) зарплата советской агентуре на островах Фиджи".

После серии "экстренных" конференций и симпозиумов, разработавших, образно говоря, программу "антикобзонизма" и "контрмиронизма" (ведь придумала же одна газетенка термин "кобзонизация Америки"!), на одной из оживленных улиц имел место "многолюдный" митинг. Ораторы, привлекшие внимание двух-трех десятков праздношатающихся, в своих темпераментных выступлениях призывали чуть ли не к "ликвидации СССР", не говоря уже о безоговорочной обструкции "кремлевских функционеров" (читай: артистов).

Столь "массовый" протест был активно поддержан "вольными сынами эфира" с просионистской радиостанции "Горизонт". В ход шли статейки, листовки, сплетни, газетная дезинформация. В последние, предконцертные дни был даже пущен слух - столь же злонамеренный, сколь и абсурдный, - что всех, кто пойдет на концерт, ждут такие санкции, как "лишение американского гражданства" (у кого оно есть), прекращение выдачи продовольственных талонов неимущим.

Продолжая, можно было бы привести еще немало деталей этой гнусной кампании. Основными ее чертами были разнузданность, невзыскательность в выборе средств и оголтелый антисоветизм.

Естественно, что после всего сказанного навязывается такой вывод: "Акция Москвы была сорвана Ни один из семи объявленных концертов не состоялся..."

Однако, к нескрываемой радости многих, концерты состоялись! И не только состоялись, но и прошли на таком высоком уровне, который назвать просто успехом невозможно. Это был фурор, подлинное торжество искусства. Зрители, несмотря на "предупреждения", искренне и горячо приветствовали артистов, показавших не только высокий профессиональный класс, но и мужественное спокойствие. По прибытии в Москву на пресс-конференции советские артисты вспомнили о встречах, о той атмосфере, в которой проходили концерты. И. Кобзон, в частности, рассказал: "Встреч было много. С людьми разных профессий и возрастов, в том числе и с одним знакомым музыкантом, выехавшим из СССР якобы на воссоединение с родственниками в Израиль, но оказавшимся в Америке. Так что увидеться вновь нам довелось на далеком континенте через несколько лет. Из машины вышел на первый взгляд самоуверенный, преуспевающий человек. И как веское доказательство его устроенности в новой жизни - совершенно "случайно" прихваченный с собой снимок респектабельного дома, непременного атрибута буржуазного благополучия. Вроде бы все у него прекрасно, не бедствует, а, наоборот, процветает. Только в глазах его почему-то застыли какая-то неопределенность и тоска".

Были и другие встречи с людьми подобного рода. И, как правило, разговор все начинали одинаково: "Как там у вас?" (Иногда, срываясь: "у нас"). И, наверное, чтобы скрыть свою растерянность, буквально в первые минуты встречи раздавалось: "Давайте выпьем!" Как будто спиртное может заглушить тоску и печаль по родной земле и ее запахам, по русским просторам. А тоску эту спрятать им не удается, в какую бы элегантную и дорогую оболочку они не "запаковывали" себя. Да, от морали бизнеса никуда не убежишь в США. Трудно, а часто просто невозможно привыкнуть людям, уехавшим из Советского Союза, к разобщенности, равнодушию, к неприкрытой погоне за чистоганом.

"За рубежом бываю довольно часто, - сказала актриса Центрального театра Советской Армии Л. Голубкина. - Но эта поездка оставила особое впечатление.

Конечно, мы знали, что в Америке сейчас процветает антисоветизм. Но когда своими глазами увидели пикеты и демонстрации сионистских молодчиков, направленные против нас, актеров, то и тогда с трудом поверили, что это происходит на самом деле.

Но сейчас почему-то вспоминается не это. В памяти остались встречи со зрителями, добрыми, отзывчивыми, чуткими. И вы знаете, что для меня было самое удивительное? Ведь в концертных залах наши слушатели были людьми разных поколений, а многие молодые никогда, может быть, не бывали на Родине отцов и дедов и тем не менее хорошо знали песни и романсы, которые я исполняла".

Разные это были зрители - люди, волею судеб оказавшиеся По другую сторону земного шара. Одни еще до революции уехали в поисках лучшей доли, другие родились там, третьи лишились Родины по злой воле войны, четвертые в погоне за призрачным счастьем оказались в американском "раю".

Как бы ни сложилась их жизнь, интерес к отчему краю не прошел с годами. Поэтому на концерты артистов из Советского Союза, приехавших к ним в гости, они шли, как на свидание с Родиной.

Но как же чувствуют себя после поражения зачинщики вакханалии? Еще не оправившись от столь конфузного фиаско, они уже развернули подготовку к очередной "кампании". На сей раз она называется "Долой Ротару!". Кто-то где-то подсказал им еще одно весьма популярное (не только в СССР) имя. Неровен час, и Ротару наведается в США. "Спасайся, кто может!" - вопят махровые антисоветчики. "Добро пожаловать!" - говорят нормальные люди Америки, составляющие абсолютное большинство.

* * *

Мнение американских зрителей

"Я сидела в зале, и мне казалось, что его стены оградили меня от каждодневной суеты и погони за долларами, от всего безобразного, бесчеловечного и грязного.

Но мне хочется еще сказать о мерзком поведении отщепенцев- эмигрантов. С ними, видно, хорошо поработали. Сионисты, потерявшие человеческий облик, хотели сорвать концерт, но это им не удалось". Ф. ГОНЧАРОВА.

"Демонстрации "протеста", сопровождавшиеся хулиганскими угрозами, я считаю насилием над свободой..." И. АНИЩЕНКО.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно