193

[Есть ответы] Ваши вопросы от 01.08.1983

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 02/08/1983

Основная масса советских людей родилась и выросла в условиях социалистической действительности. В стране осуществляется всеобщее среднее образование, непрерывно повышается культурный уровень населения. И вместе с тем борьба против религиозных предрассудков остается актуальной задачей. Как совместить эти вещи?

Б. Шаповалов, Пятигорск

ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС достаточно серьезный. Попробуем в нем разобраться.

Богословы, некоторые западные социологи пытаются доказать, что религия присуща самой природе человека, он, дескать, религиозен со дня своего появления на свет.

Но "возраст" религии, по мнению ученых, исчисляется в 60 - 80 тыс. лет. Древность же человеческого рода, по данным современной науки, определяется не менее чем в 3 млн. лет. Таким образом, удалось установить, что в течение многих сотен тысяч лет люди не исповедовали никакой религии и, стало быть, рассуждения церковников о некоей неизменной религиозности человека понадобились им для того, чтобы оградить религию от научной критики.

В нашей стране в условиях развитого социализма происходят процессы дальнейшего отхода советских людей от религии, преодоление религиозных иллюзий, сковывающих социальную активность тех, кто находится еще под ее влиянием, формирование научно- материалистического мировоззрения.

Атеистические убеждения получили наибольшее распространение среди интеллигенции, рабочих высокой квалификации, сельских механизаторов. Это естественно. Научно-технический прогресс, сопровождающийся ростом общеобразовательного, культурного уровня и профессиональной подготовки, ведение целенаправленной воспитательной работы среди населения оказывают огромное воздействие на сознание трудящихся, на их отношение к религии и церкви.

Приведем такой факт. В Ивано-Франковской области среди опрошенных верующих 40,4 проц. не знают содержания религиозных праздников, 46,3 проц. заявили, что в дни религиозных праздников не посещают церковь, 60 проц. мотивируют свое участие в религиозных обрядах традицией. По традиции венчались в церкви 51,3 проц. из всех венчавшихся, крестили младенцев 53,5 проц. из общего количества крестивших своих детей. Почти 60 проц. верующих утверждают, что предметы религиозного культа они сохраняют в доме также по традиции.

Социологические исследования, проведенные в Рязанской области, показали, что среди верующих регулярно посещают церковь 32,4 проц., от случая к случаю - 50,1 и не посещают - 17,5 проц.

Исследования выявили резкое снижение религиозности и утверждение научно- атеистического мировоззрения в среде молодежи. По данным различных социологических исследований, 92 - 98 проц. советских граждан в возрасте до 30 лет определенно заявили о своем атеизме.

Вместе с тем ныне, по данным социологического изучения уровня религиозности, в ряде районов СССР в той или иной степени под влиянием религии еще находится до 25 - 30 проц. взрослого населения. Выборочные социологические исследования показывают, что наименьший процент верующих - в центральных районах страны, несколько больший - в республиках Средней Азии, Прибалтике, в районах Западной Украины.

Каковы же причины сохранения и воспроизводства религиозных взглядов и суеверий в современных условиях?

Одна из главных причин живучести религиозных пережитков - закономерное отставание общественного сознания от развития материальной жизни общества. Религиозное сознание основной массы верующих нашей страны функционирует не на теоретическом, а на обыденном, социально-психологическом уровне, и в силу этого стереотипы восприятия, оценки действительности, сформулированные на основе религиозного мировоззрения, оказываются у верующих более устойчивыми, менее поддаются влиянию социального и научно-технического прогресса, идеологическому воздействию.

Религиозные предрассудки сохраняются в большинстве случаев у тех людей, у которых низок уровень культуры, слабо развиты социальные связи, социальная активность, не сформировано целостное научное мировоззрение. Надо также иметь в виду, что большинство верующих - люди старшего поколения. В процессе жизни они передали детям свои религиозные настроения, чувства, под их воздействием у подрастающего поколения сформировались устойчивые религиозные стереотипы мышления и поведения. Поэтому одной из главных причин воспроизводства религиозности в нашей стране является религиозное воспитание в семье. Например, по данным социологических исследований, на Украине около 80 проц. верующих стали религиозными в результате семейного воспитания.

К причинам сохранения религиозности можно отнести и воздействие на людей разрушительных стихийных сил природы (землетрясение, наводнение и т. д.), пережитые ужасы минувшей войны и угроза возникновения новой, более разрушительной и пагубной для миллионов людей, угроза, исходящая от реакционных кругов капиталистических стран.

Причиной сохранения и воспроизводства религиозности среди некоторой части населения следует также считать и деятельность существующих в нашей стране религиозных организаций и зарубежную религиозную, главным образом радиопропаганду. Дело в том, что религиозные общины в нашей стране - это, по сути дела, единственные организации с немарксистской идеологией. Наши идейные противники стараются использовать их прежде всего для проведения идеологических диверсий. Некоторые верующие, традиционно ориентирующиеся на свои вероисповедные центры на Западе (католики, протестантские церкви и секты), усваивают определенные стереотипы западной пропаганды и пытаются активизировать религиозную жизнь в нашей стране.

Следует признать и то, что недостатки в атеистической пропаганде замедляют изживание религиозных предрассудков, снижают эффективность работы по их преодолению.

Классики марксизма-ленинизма доказывали, что все и всякие религии не "отменяются" и не могут быть "преодолены" административным путем. "Мы знаем, - говорил К. Маркс, - что насильственные меры против религии бессмысленны; но наше мнение таково: религия будет исчезать в той мере, в которой будет развиваться социализм" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд., т. 45, с. 474).

История советского общества подтверждает это предсказание. В то же время вполне очевидно, что дело это весьма сложное, оно требует много времени и усилий. Было бы неправильно считать, что религия отомрет сама собой, без активной и планомерной борьбы с нею.

Вместе с тем, ведя бескомпромиссную борьбу с религией, как идеологией, несовместимой с научными знаниями, надо всегда и везде создавать атмосферу чуткого отношения к людям, в том числе и к верующим - равноправным членам коллектива, умело использовать в работе с ними только методы идейного воздействия, убеждения, доказательства.

В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС выдвинута задача - "уделять больше внимания атеистическому воспитанию. Шире вовлекать верующих в общественную жизнь, настойчивее внедрять советскую обрядность". Дело атеистического воспитания надо вести планомерно и систематически.

Ответ подготовил А. СИРОТА.

* * *

Чем объяснить поражение на выборах в Англии лейбористов, несмотря на их прогрессивную внешнеполитическую программу?

М. Хелемяэ, Таллин

МЫ УЖЕ ПИСАЛИ о том, почему консервативное правительство М. Тэтчер, неуклонно следующее антинародным курсом, все же после выборов осталось у власти в Великобритании ("АиФ" N 25). Вопрос нашей таллинской читательницы, по существу, о том же, но он уточняет и детализирует одну из главных причин победы тори. Ведь она, естественно, зиждется на поражении их основных соперников - лейбористов. Остановимся на этом подробнее.

Лейбористская партия на выборах 9 июня потеряла 4 млн. голосов по сравнению с 1979 г. Почему же это произошло? Ведь как отмечается и в вопросе, лейбористы выдвинули прогрессивную программу, содержащую самые решительные обязательства за весь послевоенный период: ликвидация всех существующих в стране ядерных баз, недопущение размещения на английской земле американских крылатых ракет, отказ от перевооружения британского подводного флота ракетами "Трайдент", честный диалог с целью добиться соглашения об ограничении ядерных вооружений в Европе, резкое увеличение государственных капиталовложений в промышленность и строительство, контроль за вывозом капитала, выход из "Общего рынка".

Однако далеко идущие (хотя и не так далеко, как сейчас) планы существовали и прежде. Поверившие в них избиратели были разочарованы: после прихода лейбористов к власти многие их предвыборные обещания так и оставались невыполненными или претерпевали значительную нивелировку. И не только потому, что о них забывали, а главным образом потому, что, не владея ключами от экономики и не покушаясь на основы капитализма, лейбористы испытывали и поддавались давлению сил, обладающих подлинной властью в обществе капитала, - монополий.

С другой стороны, как ни парадоксально это может показаться на первый взгляд, именно радикализм и решительность нынешней программы лейбористов отпугнули их многих сторонников, испытавших на себе воздействие раздутой кабинетом Тэтчер мощной волны милитаризма и шовинизма. Влияние же антивоенного, антиядерного движения на Британских островах, без сомнения, ширится и растет, но пока не приобрело еще силу решающего фактора, влияющего на выбор правительства.

Кроме того, поднятию престижа лейбористской партии отнюдь не служит отсутствие единства в ее рядах. На Британских островах сейчас все чаще, и не только в буржуазной прессе, говорят о кризисе, переживаемом английским лейборизмом. И выражается он, с одной стороны, в расколе внутри партии и в падении ее престижа среди избирателей - с другой.

Раскол начался с выхода из партии два года назад группы влиятельных лейбористов правого крыла, которые образовали самостоятельную социал- демократическую партию с усредненной, рамного более умеренной программой по сравнению с планами сразу "полевевшей" лейбористской партии.

На выборах 9 июня социал-демократы выступили в блоке с либералами. И по существу они отбирали голоса отнюдь не у тори, а у своих бывших соратников по партии. Здесь срабатывал автоматизм традиции: одни всегда голосуют за консерваторов, другие - за лейбористов, а раз лейбористская партия раскололась, то и их традиционные избиратели разделились. Объективно получается, что в условиях мажоритарной системы выборов, принятой в Британии (побеждает в том или ином избирательном округе кандидат, который набирает хотя бы на один голос больше каждого из своих соперников), социал-демократы "живут" за счет лейбористов. А это играет на руку консерваторам. Центристская коалиция социал-демократов и либералов завоевала лишь 23 парламентских мандата, но характерно, что в 312 избирательных округах она заняла второе место. Иными словами, почти в половине округов коалиция эта заметно ослабила шансы лейбористского кандидата.

Представляется немаловажным при этом отметить, что разногласия в рядах лейбористов всячески муссировались, в гиперболизированном виде подавались читателю прессой монополий, дабы в нужном ключе подготовить общественное мнение. И это тоже не могло не сказаться на настроениях избирателей.

Кроме того, на повестку дня во все большей степени встает вопрос о взаимоотношениях между лейбористской партией и профсоюзами, которые создали ее на рубеже веков и составляют ее организационный и финансовый костяк.

К осложнениям этих взаимоотношений активно "прикладывает руку" правительство Тэтчер. Оно готовит реформу с целью поставить под контроль профсоюзные фонды, ограничить финансирование из них лейбористов и тем самым подорвать финансовую основу своих политических конкурентов.

Английский историк Эрик Гобсбон как-то заметил: "Недостаточно быть лучшей партией, какой бы левой она ни была, если достаточное количество масс не голосует за нее". Такова, видимо, сегодня основная проблема, стоящая перед британскими лейбористами.

* * *

Почему США не участвуют в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации?

В. Кизилов, пропагандист, Жданов.

КАК ИЗВЕСТНО, пятнадцать лет назад вступила в силу Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, участниками которой сегодня являются 115 государств.

Однако Соединенные Штаты до сих пор игнорируют Конвенцию. Причин для этого много. США не устраивает, например, статья 4 Конвенции, запрещающая пропаганду идей расового превосходства, требующая поставить вне закона организации, которые поощряют расовую дискриминацию и подстрекают к ней. При этом выдвигается следующий аргумент: указанная статья посягает-де на свободу слова и убеждений.

Но ведь и свобода слова может быть ограничена, если она используется в ущерб интересам всего человечества. Такие организации, как ку-клукс- клан, согласно Конвенции, должны быть запрещены. Однако они действуют вполне свободно и легально.

США не участвуют в Конвенции, конечно, не только из-за наличия в стране реакционных расистских организаций. 13-я, 14-я и 15-я поправки к американской конституции, принятые более ста лет назад, должны были предоставить американцам-" выходцам с африканского континента полные гражданские права. На деле же и сейчас 30 млн. американцев из национальных меньшинств подвергаются различным формам расовой дискриминации. Больше половины заключенных в американских тюрьмах - негры. В сенате же США ни одного негра нет.

Таким образом, расизм, пронизывая все поры общественной жизни США, стал неотъемлемой частью американского общества. США берут под свою защиту такие откровенно расистские государства, как ЮАР и Израиль. Всем этим объясняется то, что США не участвуют в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Ответы на вопросы подготовили Г. ГАЛЬ, М. КАРПОВ.

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество