Примерное время чтения: 5 минут
418

ИДЕОЛОГИЯ. Действенность наглядной агитации

ВАЖНОЕ МЕСТО в многообразии информационных средств занимает политический плакат, который сочными, живыми красками вместе с метким словом призван сообщать нам что- то новое, заставлять задуматься, убеждать.

Политический плакат всегда был самым демократичным жанром изобразительного искусства, средством борьбы за осуществление прогрессивных идей. Хорошо известно, каким сильным оружием в руках Коммунистической партии был политический плакат с первых дней Советской власти.

Особое значение политический плакат имел в дни Великой Отечественной войны. Выразительный, эмоциональный плакат звал весь народ подняться на борьбу с фашистскими захватчиками.

В развитии советского плаката наших дней большую роль сыграло постановление Центрального Комитета КПСС от 8 января 1974 г. "О состоянии и мерах повышения роли наглядной агитации в коммунистическом воспитании трудящихся". Это постановление наметило широкую программу действий по дальнейшему совершенствованию и развитию наглядной агитации. Им было, в частности, определено создание издательства ЦК КПСС "Плакат", которое начало работать в том же году.

ЧТО СДЕЛАНО

Издательством "Плакат" разработан ряд новых видов и жанров политической графики, подсказанный современными задачами и условиями массовой политической работы: плакат-обращение, плакат-репортаж, тематическая серия плакатов рабочего места, постановочный фотоплакат, плакат- газета с двусторонней печатью (фолдер), плакат-полиптих из 8 и более листов.

Одним из ведущих тематических направлений издательства "Плакат" была и остается пропаганда миролюбивой внешней политики КПСС и Советского государства. Выпускаются контрпропагандистские издания, в которых дается наглядная критика империализма, разоблачается его античеловеческая сущность, агрессивность. Главный виновник обострения международной обстановки - американский империализм - убедительно изобличается в комплектах плакатов "Нет!" - черным делам Белого дома!", "Империализм США обвиняется", "Под маской свободы", в выпуске фотоинформации "Их оружие: насилие, террор, диверсия" и других изданиях.

Современные масштабы наглядной агитации впечатляющи. Успехи ее несомненны. Однако в этой области еще есть крупные резервы.

ПОИСК НОВЫХ ФОРМ

В ряде выступлений на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС говорилось о необходимости основательнее заняться наглядной агитацией с учетом комплексного архитектурно- художественного оформления городов, населенных пунктов. Следует также внимательнее приглядеться, как оформлены цеха, территории промышленных предприятий, строек, к чему призывает имеющаяся наглядная агитация.

Важно не только привлечь внимание человека, но и вызвать желание исполнить то, к чему призывает плакат или лозунг. И здесь необходимо искать нешаблонные решения. Лучше всего использовать прямые обращения, близкие к обычному деловому разговору между членами одной бригады, звена. Например, обязательство "Сдадим дом на отлично!" или обращение "Отделочник! Не допускай брака - не позорь себя и свою бригаду!" в наглядной агитации строительной площадки уместнее безадресного призыва "Строители! Повышайте качество строительства!". Вместо общего риторического изречения "Работать без отстающих - долг каждого трудового коллектива" лучше просто написать: "Товарищ отстает - помоги". Конкретное обращение "Бригада Сидорова пятидневную норму выполнила за четыре дня! Повторим и перекроем ее достижение!" эффективнее шаблонного лозунга "Каждый день - ударный!".

Встречается еще на наших предприятиях расхождение содержания наглядной агитации с состоянием дел в трудовом коллективе. Несоответствие парадно-риторических лозунгов реальней производственной ситуации неизбежно приводит к отрицательному эффекту, вызывает раздражение. Такая наглядная агитация порождает формализм, начинает работать против идеи, которая в ней заложена. Скажем, в цехе, хронически не выполняющем план, выпускающем недоброкачественную продукцию, более уместны не общие оптимистические заверения, а наглядные материалы, вскрывающие истинные причины отставания и намечающие пути его преодоления.

Типичным недостатком наглядной агитации все еще остается перегруженность, многотемье, избыток долговременных - месяцами, а то и годами не сменяемых - стендов, плакатов, лозунгов. Эффект такой наглядной агитации равен нулю (если не считать материальные расходы на оформление и потерянное время тех, кто занимается оформлением).

Известно, что количество воспринятой и запомнившейся информации находится в прямой пропорциональной зависимости от степени ее новизны. Однако при постоянной аудитории период активного внимания даже к самому актуальному лозунгу ограничивается 5 - 10 днями. Поэтому и долговременные средства наглядной агитации следует периодически (хотя бы раз в месяц) менять, обновлять, дополнять новыми данными.

Важно также внимательно учитывать предметную среду, в которой будет "работать" стенд, лозунг, социально- демографические особенности аудитории, для которой предназначены данные средства наглядной агитации. Размещение наглядной агитации на обветшалых домах, за-,, борах, в захламленных помещениях может дискредитировать саму идею, заложенную в наглядной агитации. Нежелательно перегружать образцами наглядной агитации рабочее место. Там не должно быть ничего лишнего.

Очевидно, что наглядную агитацию надо оценивать не по количеству стендов и лозунгов, не по сумме произведенных затрат, а по тому воздействию, которое она оказывает на сознание, настроение, поведение людей. Если высокие слова лозунгов и вдохновенные образы плакатов воспринимаются как стимул к отличной работе, если производственные показатели трудового коллектива окрыляют впереди идущих и подтягивают отстающих и середняков, если справедливая наглядная критика разгильдяя, прогульщика, пьяницы заставляет их одуматься, остановиться, то можно считать, что средства и время потрачены на наглядную агитацию не зря.

* * *

Издательство "Плакат" ежегодно выпускает до 1000 политических плакатов, общий тираж превышает 100 млн. экземпляров. Помимо плакатов, издательство изготавливает портреты, спецфотовыпуски о передовом опыте, выпуски оперативной фотоинформации, наглядные пособия и диапозитивы для партийной и экономической учебы, агитационно-массовые открытки, альбомы, брошюры и другие издания. Всего выпускается до 1800 наименований в год общим тиражом 450 - 500 млн. экземпляров.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно