Примерное время чтения: 6 минут
118

АЛЬТЕРНАТИВА ВОЙНЕ. "ПРИГОТОВЬСЯ К БОЮ" ЗА МИР НА ЗЕМЛЕ

НЕОПРОВЕРЖИМО - на веки веков неопровержимо - то, что наша планета живет, не погибла, не захлебнулась в ядовитом коричневом потоке лишь потому, что советский народ сначала воздвиг непреодолимую плотину на пути у гитлеровской нечисти, а потом уничтожил ее!

Сейчас я думаю о тех, которые прямо из школьников шагнули в солдаты. О тех, которые ничего в жизни не успели... Кроме одного: спасти нашу землю! Нельзя сказать, что все у них Осталось лишь в мечтах, лишь в надеждах: они свершили дело, которое по значимости своей не знает равных в истории.

Защитниками счастья человеческого их воспитали наша школа, Комсомол, Пионерия и, конечно, книги.

ДЕТИ И ЮНОШИ тех лет пересекли рубеж взрослости в самый канун войны - и многие из них стали спасителями в буквальном смысле этого слова - спасителями человечества, спасителями миров цивилизации. Да, я уверен, что такими их воспитали и книги, прочитанные на заре жизни...

"Приготовься к бою" - эту команду всегда подавала и подает юному поколению наша детская и юношеская литература: "Приготовься к бою" за идеалы добра, справедливости, За мир на земле, за братство людей. И на страницах лучших книг, созданных для юных читателей в последние десятилетия, молодые встречаются с людьми сильными, всегда готовыми постоять за правду, за счастье людей. Так мы воспитываем свое юное поколение! Мы растим его поколением истинных гуманистов и интернационалистов!

В западных странах я не раз пытался узнать: какие писатели стали здесь властителями дум молодежи, кто пришел в ее жизнь со страниц литературных творений, чтобы остаться в этой жизни кумиром и другом?

Так называемая "сильная личность" давно уже гипнотизирует детей и подростков буржуазного Запада с кино- и телеэкранов, с книжных и журнальных страниц. Что ж, сила - отличное качество! Но мы стоим не просто за силу личности, но за силу рыцарства, благородства. Для нас самое прекрасное звание на земле - Человек, а не "сверхчеловек".

ЛЮБЯТ СЕЙЧАС НА ЗАПАДЕ развлекаться "фильмами ужасов", "романами ужасов". Но ужасам, по логике, следует ужасаться...

Вновь вспоминаю потрясшие меня кадры киноэпопеи "Великая Отечественная": матери провожают в эвакуацию из блокадного Ленинграда своих детей; катер отходит от берега - и вот матери видят, как на него пикирует бандит со свастикой, как гибнут их дочери и сыновья и только белые панамки плывут по воде... Что это - "фильм ужасов"? Нет, это - произведение, которое учит ненавидеть ужасы, сражаться с ними. Вот к чему зовет юных наше искусство!

Помню, во время дискуссии о "свободе слова" один западный литератор, воспеватель так называемых буржуазных "свобод", не без гордости произнес:

"У нас любой террорист может рассказать детям о своей биографии и даже попытаться увлечь их своим ремеслом. Вот. это и есть, по-нашему, свобода слова!"

А у нас о своем жизненном пути могут повествовать лишь те, чей путь честен и благороден. Мастерам же грязных ремесел популяризировать себя, обмениваться опытом мы не позволяли и не позволим. Вот это и есть, по-нашему, свобода слова!

В СОСТАВЕ ДЕЛЕГАЦИИ советских писателей я был в Хиросиме. На Западе часто приходится слышать: "Хватит уже о Хиросиме! Сколько можно?"

Столько можно, сколько будет существовать человечество. В Токио я увидел экспозицию, посвященную советской детской и юношеской литературе. На стендах были представлены наши повести, сборники рассказов, стихов и сказок, выпущенные в Японии. "Эти книги - противоядие от безнравственности, от "философии" человеконенавистничества", - так говорили нам руководители японских издательств. Меня поразила фраза одного из издателей: "Если бы те американские летчики прочитали в детстве вашего Гайдара, у них, быть может, не поднялись бы руки на столь жуткое преступление".

Я верю, хочу верить, что многие матери и отцы, многие воспитатели молодого поколения в США дорожат не только своими собственными детьми, но и всеми детьми, на каком бы языке ни произносили они священное слово "мама". Но если даже кто-то в США думает, что в случае атомной катастрофы можно будет изолировать судьбы американских детей от судеб других юных граждан планеты и в индивидуальном порядке их защитить, если кто-то так эгоистически размышляет, он ошибается: ядерный смерч не умеет разбираться в национальной принадлежности юных, как, впрочем, и взрослых граждан. Он с оголтелой беспощадностью способен превратить в радиоактивный пепел все на своем пути.

ЛЕТ ДВАДЦАТЬ НАЗАД мне довелось побывать в бывшем фашистском лагере Равенсбрюк, где в ад душегубок и печей отправлялись лишь дети и женщины. Сердце и ныне сжимается при воспоминании о фотографии детского сердца. В центре был аккуратно нарисован кружочек, а подпись гласила, что эсэсовец, который вот так метко будет стрелять и так точно попадать в сердце ребенка, будет удостаиваться дополнительных отпускных дней. В это трудно поверить, но это было. А ведь трагедия в лагере Равенсбрюк - по масштабам своим ничто (как это ни ошеломляюще звучит!) в сравнении с ужасом, который готовят детям земли те, кого мы порой называем "противниками разоружения", "противниками разрядки" и т. д. Мне кажется, нельзя забывать, что противники - это одновременно и сторонники: противники разрядки - значит, сторонники напряженности; противники разоружения - значит, сторонники вооружения; противники безопасности - значит, сторонники опасности. Какой опасности? Опасности чего? Войны, уничтожения детей, уничтожения завтрашнего дня...

ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ всегда можно судить о замыслах страны, о ее планах на будущее: ведь дети - это и есть грядущий день любого народа. В то время, как на капиталистическом Западе идет разнузданное наступление на "разумное, доброе, вечное", а юным беззастенчиво "преподносят" проповеди жестокости, человеконенавистничества, расового высокомерия, мы, издав десятки миллиардов книг для юных читателей, имея более ста пятидесяти детских и кукольных театров, единственную в мире специальную студию детских и юношеских фильмов, каждым произведением - будь то повесть или поэма, фильм или спектакль - стремимся одухотворить молодые сердца идеалами гуманизма, благородной жаждой дружбы, жаждой мира. Мы готовим их к битвам против битв, к сражениям против сражений!

В своем ответе американской школьнице Саманте Смит товарищ Ю. В. Андропов писал: "Мы хотим мира - нам есть чем заняться: выращивать хлеб, строить и изобретать, писать книги и летать в космос. Мы хотим мира для себя и для всех народов планеты. Для своих детей и для тебя, Саманта".

Из радиовыступления писателя А. АЛЕКСИНА

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно