Примерное время чтения: 3 минуты
96

Нигде нет "горячо любимых"

Перед вами - линии динамики популярности двух "рук" (точнее, двух пар рук), державших вожжи управления страной последние восемь лет. Но это не только линии судьбы двух деятелей, это линии нашей собственной судьбы, раздвоенной и неуверенной, хотя ее течение в последнее время как будто становится чуть-чуть более плавным.

КАК легко заметить, соотношение сил (поначалу это были только силы массового доверия) между М. Горбачевым и Б. Ельциным изменилось примерно три года назад, в середине 1990 г., когда был избран Председатель ВС России. Это высшая точка популярности Бориса Ельцина за все время наших наблюдений, и это значит, что в нем прежде всего и с наибольшей готовностью видели героя радикального противостояния высшей власти. Во все "мирные" времена кривая доверия к нему устремлялась вниз. Даже фантастические дни августа-91 не приблизили оценки Б. Ельцина к первоначальному пику. Должно быть, сказалось то, что к этому времени уже произошел глубокий раскол общества.

А вот почти на всем протяжении "послеавгустовского" развития событий кривая доверия к Б. Ельцину движется в соответствии с ожиданиями и опасениями населения: чуть ниже в месяц томительного ожидания экономического потрясения, чуть выше, когда прошел первый шок и наступила пора адаптации. Опять вниз, когда разразился кризис наличности, немного вверх вслед за индексацией зарплат и пенсий и т.д.

С конца 1992 года политические страсти стали доминировать, опасения политического переворота (а большинство явно его опасается) как бы тянут вниз и линию экономических ожиданий, и кривую популярности Президента.

В марте 1993 года в результате двух скандальных съездов российских депутатов резко меняется характер этой кривой. Угроза отрешения Президента вызывает довольно высокую - впервые почти за два года - волну поддержки Б. Ельцина, которая достигла апогея в мае.

С июня волна круто спадает, "апрельское" возбуждение проходит - поскольку явных плодов оно не принесло - и общество как будто возвращается в состояние некой апатии и безразличия к политике и политикам.

Еще раз обратимся к сравнению удивительно параллельных кривых популярности М. Горбачева и Б. Ельцина. Они как бы следуют одной программе на разных уровнях массового доверия.

ТАКОВЫ линии нашей судьбы. Они могут привести к некой норме политической жизни с прохладным отношением к "высшим должностным лицам". Что, кстати, сегодня характерно для всех крупных стран: ведь нигде нет "горячо любимых" лидеров, а уровень массового доверия к Клинтону, Колю, Миттерану, Мейджору колеблется около отметки чуть выше 20%, что существенно ниже, чем сегодня у Б. Ельцина. Правда, там есть устойчивые институты общества, которых у нас пока не заметно.

Юрий ЛЕВАДА, ВЦИОМ

ПРИМЕЧАНИЕ: Индекс с декабря 1989 г. до декабря 1991-го рассчитан на основании вопроса: "В какой мере Вы одобряете деятельность М. Горбачева/Б. Ельцина?" С января 1992-го до августа 1993-го рассчитан на основании вопроса: "Какую оценку Вы бы дали Президенту России Б. Ельцину, если "2" - самая низкая, а "10" - самая высокая оценка?" Авторы методики и расчетов А. ГРАЖДАНКИН, В. ШОКАРЕВ, ВЦИОМ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно