110

УЧИМСЯ ТОРГОВАТЬ. На Арбате - как в Греции...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32 11/08/1993

Сегодня, пройдясь в Москве только по Новому Арбату, можно купить все - от творога до японского телевизора. Если хватит денег.

Что же стоит за этой метаморфозой? Откуда в государственном магазине товары, зачастую те же самые, что в любой коммерческой лавке? И чем теперь от нее, ее нравов отличается крупнейший столичный магазин - только ли размерами?

КАК оказалось, все 4 магазина - "Новоарбатский", "Москвичка", "Весна" и "Подарки" (два последних образуют акционерное общество "Весна) выкупили (без здания) те, кто в них работает. Самый трудный - начальный - период выживания у всех позади.

"Новоарбатский"

Дверь в кабинет зам. директора по коммерции Т. Юхалиной не закрывалась. Сначала пришел разгневанный покупатель - отравился водкой. Охранник не удержался, глядя на малость оставшейся на дне литровой бутылки водки: "От такого количества..." Но решение было принято сразу: фирма- поставщик ущерб возместит. Репутация дороже.

Следующий посетитель предлагал купить импортную свинину. "Нет, - сказала Юхалина. - Это ведь мороженое мясо. А мы теперь работаем только с "охлажденным".

- Зачем мне импорт, когда наши подмосковные хозяйства прекрасно нас снабжают, - объяснила она, когда посетитель ушел. - И мясом, и овощами - их мы получаем прямо с поля. С тех пор как мы перешли на прямые связи с поставщиками, выбираем тех, кто делает лучше других.

- Но ощущение такое, что вы торгуете только импортными продуктами.

- Ничего подобного. Отечественных не меньше 50%. Просто наши стали закупать импортную упаковку. Большинство колбас, в том числе и "экзотических", - с наполнителями, нарезанные колбасы и мясопродукты в упаковке - это изделия Черкизовского мясокомбината. Есть и немного импорта, в первую очередь из Дании. Фирма "Маркой" - первый в мире мясной концерн, получивший сертификат качества.

- Магазин ваш дорогой. Каким видите вы сегодня вашего покупателя?

- У нас стало мало приезжих. И вообще меньше покупателей. Когда мы торговали гуманитарной помощью, по 12 т мяса в день продавали, продавцы падали от усталости. А сейчас - по 3 т, у нас говядина сегодня по 4 200 руб. То же и с колбасой. Но у нового покупателя требования к качеству большие.

"Москвичка"

Заметно поубавилось покупателей и здесь. 25 тыс. человек в день обслуживали продавцы магазина год назад. Сегодня - 18. Магазин плотно "заселен квартирантами" из коммерческой торговли. Их отделы отличаются разношерстностью товара: в одной секции могут торговать куртками, бельем, шубами, бижутерией и т. д. Как объяснила коммерческий директор магазина В. Горичева, они нужны были магазину, чтобы выжить. Сейчас постепенно с ними будут расставаться.

Отказался магазин и от закупок китайских товаров. Они помогли выжить в самое трудное время, но репутация у них сегодня уже испорчена. Сейчас здесь торгуют изделиями из Южной Кореи, Таиланда, Сирии, Ливана. Но нет более привычных, ориентированных на нас товаров из Восточной Европы. За них требуют очень высокую цену, не соответствующую качеству, и только в долларах.

Работает магазин и с российскими производителями. Как сказала В. Горичева, наших товаров не менее 50%. Наше платье или костюм можно купить тысяч за 17 - 20. Но лучшее из этого быстро раскупают. А то, что остается, особенно бледно выглядит рядом с итальянскими костюмами. Те, правда, по 137 тыс. руб. Отлично смотрелись и женские сумки за 38 - 50 тыс. руб.

Но если южнокорейские или таиландские товары "роднят" ассортимент магазина с тем, что можно купить на любой барахолке и даже дешевле, то одежда голландских фирм "Барух" и "Берхауз" - то, что его отличает. Эту одежду на рынке перепродают уже не дешевле, а существенно дороже - сама видела. Отменное качество. А цены хоть и не маленькие но довольно умеренные, особенно для изделий такого качества. В день, когда я пришла в магазин, голландских вещей было довольно много: костюмы, юбки, плащи, куртки...

К сожалению, фирм, имеющих рублевые счета, что позволяет магазинам иметь с ними прямые контакты, в России очень немного. В основном искушенным товароведам "Москвички" и "Весны" приходится выбирать из того, что предложат посредники (у них же отовариваются и коммерческие магазины). А те стараются закупить товар подешевле. Зачастую это то, что залежалось на фабрике или в магазине.

Однако, как бы то ни было, магазины стараются отобрать для себя товар получше. Пусть даже будет подороже. Ведь в отличие от "комка" здесь заменяют бракованные вещи или возвращают деньги.

В отличие от соседей, "Весна" решила обойтись без коммерческой торговли.

Не хотелось превращать магазин в барахолку - так объясняют здесь. Но я думаю, что это тот редкий для нашей традиционной торговли случай, когда ей (и нам с вами) пошла на пользу конкуренция с новоявленными торговцами. Оставшись без дефицита, один на один со своей скромной зарплатой, продавцы и товароведы вспомнили, что они профессионалы.

И "Весна" решила "взять" удобной для покупателя организацией торговли, ориентацией не только на толстосумов и случайных покупателей, но на разный уровень доходов (полюса - элитная секция и секция для малоимущих).

Конечно, очень непросто было выживать акционерам "Весны". Пришлось даже с уголовщиной иметь дело. У нового директора В. Егорычевой рэкетиры требовали дань: "Старые платили, и ты будешь". Она отказалась, и теперь в магазине есть охрана. Не желая уходить из магазина, обжившие его при старом директоре коммерсанты облили ей бензином дверь в квартиру и грозили поджечь.

Но сейчас уже появилась уверенность, что выжили. Даже затеяли ремонт, покупку нового торгового оборудования. "Подарки" уже обновились, а новую нарядную "Весну" мы увидим через 3 - 4 месяца.

Сейчас принято жалеть, что приватизация отдала магазины трудовым коллективам. И не зря - многие из них так и остались в плену привычки распределять. У них в магазинах пусто и грязно. Но те же магазины на Новом Арбате лишний раз доказывают, что приходит время профессионалов. В том числе и в коммерции. Там, где это поняли, дела пошли в гору.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых