Примерное время чтения: 4 минуты
66

О. ТАБАКОВ. ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. Зритель заплатит, если захочет увидеть

Только и слышишь - искусство гибнет, культура брошена на произвол рынка, государство от нее отвернулось. Поэтому так интересно мнение Олега ТАБАКОВА - личности по сегодняшним временам редкой, талантливого актера, педагога (ректор Школы-студии МХАТ), да к тому же делового человека, ведущего свое театральное, пусть небольшое, но "беспокойное хозяйство" - театр-студию на улице Чаплыгина.

Итак, как он оценивает новые условия, прежде всего финансовые, экономические, в которых вынуждено существовать теперь наше искусство? Пагубны они, или это лишь этап, болезненный, но необходимый?

РУКОВОДЯ театром, я пытаюсь сегодня, как и всегда, элементарно обеспечить нормальную, сносную жизнь своим товарищам. Начнем с субсидий. Сказать, будто они от государства стали много меньше, - это неправда. Сказать, что мы с вами живем много плоше, - это тоже неправда: происходящее ударило прежде всего по наименее защищенным слоям общества, старикам, пенсионерам, но им и раньше было несладко. Их жалко, им надо помогать, но не теоретически, а. конкретно. Мои ребята-актеры к праздникам обходят дома ветеранов, раньше просто поздравляли, теперь приносят пакет еды.

Знаете, самым сильным впечатлением для меня было, когда одна из моих студенток упала в обморок с голодухи... Это было относительно недавно. Я был тогда еще секретарем Союза театральных деятелей, и по моему предложению было принято решение доплачивать студентам к стипендии на питание, хотя бы одноразовое. Потом Союз перестал это делать, помогало министерство. Потом я стал сам искать, кто мог бы помочь. Несколько стипендий подарил известный человек - конферансье Олег Марусев, "Чехов-театр", "Дягилевъ-центр"... Так что есть и сегодня меценаты, спасибо им.

Я нарочно начал с банальной, может быть, вещи, но конкретной. Поговорим о вопросах театральной сферы. Люди сегодня в состоянии платить и хотят платить театру за то, что они хотят увидеть. Приведу пример.

Летом прошлого года мы ездили на гастроли в Иркутск. Нас пригласил Иркутский биржевой союз, выложив за это примерно два с лишним миллиона рублей, чтобы земляки посмотрели спектакли московского театра-студии. Мы играли в театре имени Охлопкова, куда с трудом ходили иркутяне зимой и весной за три пятьдесят. Цены на наши билеты - сорок-пятьдесят рублей, что было воспринято как развязность, экономический террор и так далее. И что же? За неделю до начала гастролей были раскуплены все билеты, а в последнюю неделю они продавались, как утверждала местная молодежная газета, "из-под полы" за триста рублей. Что мы показывали? Примерно половину своего обычного репертуара. Это не значит, что наши спектакли какие-то особенные. Я говорю о принципиально иной сегодня системе обратной связи между зрителем и театром. Раньше писали в "Правде" - это хорошо, это надо смотреть. Теперь зритель платит немыслимые еще недавно деньги за то, что он сам хочет видеть.

Да, сегодняшних государственных субсидий явно не хватает. Но ведь не это главное! Главное - создание спектаклей, конкретных спектаклей, это и есть нормальная жизнь театра, чтобы ставились пьесы, чтобы шли, чтобы были заняты, развивались, росли актеры...

И вот на это нужно сегодня самим зарабатывать деньги. А именно это очень трудно. Для этого необходим специальный человек, ищущий фонды. Для постановки самого скромного спектакля понадобится миллиона два, а то и три. Это так называемое экстраординарное финансирование, как раз его со стороны государства не хватает...

Кстати, интересно, сколько я себя помню, билет в театр стоил четвертинку. То есть была цена пол-литра когда-то, "старыми" -двадцать один с чем-то, а билет в театр - ровно в половину меньше. Так было всегда. Упорно держится в цене четвертинка! Но вот в последнее время явно не поспевает: сегодня водка стоит 400 рублей, но тогда, позвольте, по моей примитивной логике реальная цена билета 200! Я не убежден, что сегодня при этой цене выживут все театры, но ведь это - реальность! Везде, повсюду в западных странах театры зарабатывают себе в бюджет процентов 15 - 18 сами, не более того. Остальные составные этого бюджета - федеральные, муниципальные источники, средства частных банков, фондаторов - людей, вкладывающих деньги в искусство. Это надо понять и у нас и пытаться учиться формировать свой бюджет по такому же принципу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно