Примерное время чтения: 5 минут
106

В КАЛИНИНГРАДЕ СОЗДАНО ОКОЛО 100 СП. ИЗ НИХ 70 - С ПОЛЯКАМИ. Край России, край Европы

Название этого города в нашу постперестроечную эпоху звучит анахронизмом. В СНГ немного осталось населенных пунктов, которые назывались бы привычными фамилиями или партийными кличками: Ленин, Киров, Свердлов. Сегодня Калининград - исключение.

24 кг ВЕЩЕЙ И АУФВИДЕРЗЕЕН

Еще каких-нибудь пятьдесят лет назад этой области России не было ни на одной карте мира. Обильно политая кровью русских солдат в многочисленных войнах, начиная с Семилетней войны 1756 - 1763 гг., Восточная Пруссия в 1945 г, но решению Потсдамской конференции была разделена между СССР и Польшей. СССР получил 15,1 тыс. км"sup"2"/sup", Польша - большую ее часть, именовавшуюся немцами Померанией, а поляками - Поморьем.

После войны абсолютно все немцы были из "Кенигсбергской области" депортированы, а земли заселены выходцами из центральных областей России. Немцы уезжали налегке, беря с собой, согласно приказу НКВД, не более 24 кг па каждого. Однако "чужое добро не лезет в нутро": экономика бывшей Восточной Пруссии немедленно стала падать. Вместо 70 ц с 1 га в лучшем случае собирали по 30.

"Холодная война" отнюдь не стимулировала развитие области. В ФРГ землячества изгнанных требовали возврата потерянных земель. И вкладывать средства в экономику области в Кремле считали излишним.

Реально хозяйство области стало развиваться лишь после 1975 г., когда в Хельсинки был подписан Заключительный акт о безопасности и сотрудничестве в Европе, в котором подтверждалась незыблемость послевоенных границ.

"ПОЧТИ" ЕВРОПА

И радость, и беспокойство вызывает у калининградцев открытие границ, через которые хлынули главным образом немецкие и польские туристы, Приехав в роскошных кондиционированных автобусах, немцы умудряются потом влезать в потный общественный транспорт, зажав в руках сумочки с довоенными фотографиями, по которым они стремятся опознать свою прежнюю собственность. Найдя, они роняют слезы умиления и горечи. В Калининградской области, как и по всей России, землю и заводы и своим-то до сих пор не продают. Однако людей постоянно будоражит мысль о том, что не сегодня завтра дверь для иностранного капитала откроется и область будет тут же немцами "приватизирована".

"Чем шире мы откроем дверь иностранному капиталу, чем больше будет его приток в область, тем богаче станет эта земля, тем больше вероятность того, что она навечно останется российской", - убежден глава администрации области Ю. Маточкин.

Пока, однако, быстрое онемечивание области не грозит. Решение о создании 11 свободных экономических зон (СЭЗ), в том числе и в Калининграде, о которых так много говорили демократы, до сих пор фактически остается только на бумаге.

"Регион должен иметь возможность защищать свои интересы. Сейчас практически вся собственность находится в руках Центра. Нужно ее разделить, отдав Центру все, что входит в области в сферу общегосударственных интересов: торговый порт, основные полезные ископаемые, аэропорт. Нам же нужна собственность, чтобы создать залоговую стоимость для обеспечения иностранных капвложений. Это могут быть торфоразработки, янтарь, недвижимость. Без этого иностранный капитал к нам не пойдет", - сказал нам председатель комитета по развитию СЭЗ Ю. Биденко.

БЕСПОКОЙНЫЙ СОСЕД - ЛИТВА

Если говорить о соседях, то главную проблему представляют не немцы, а Литва. Как только его отношения с Москвой ухудшаются, Вильнюс начинает "закручивать гайки" относительно Калининграда. Через Литву проходят все поставки, включая нефтепродукты и продовольствие. В ней же находится рубильник энергосети.

Сейчас в Калининграде руководители всех рангов хором говорят, что контакты с Литвой уже нормализовались. Даже с военными. "Отношения Балтийского флота с Литвой гораздо лучше, чем с Эстонией и Латвией, - сказал нам начальник штаба флота адмирал В. Гришанов. - Мы даже договорились о продаже Литве нескольких кораблей, чтобы на Либаве она могла создать свой флот. Вырученные деньги пойдут на строительство жилья для офицеров, причем Литва направит на это своих строителей и стройматериалы".

Несмотря на то что усиленный приток иностранцев (за первое полугодие 1992 г. их перебывало здесь более 80 тыс.) сильно взвинтил цены и сделал Калининград одним из 10 наиболее дорогих городов России, они все же остались здесь ниже, чем за Неманом в Литве. Образовалось какое-то подобие "пылесоса": из области, словно ветром, выдувает все, что представляет какую бы то ни было ценность, -продукты, вещи, угнанный из колхоза или совхоза скот, тот же янтарь (за начало года было перехвачено 512 кг "контрабандного" янтаря). Особый спрос на цветные металлы (если в Калининграде их продают по цене железного лома - по 365 руб. за тонну, то в Польше килограмм меди, например, стоит доллар). Только за первые полгода было пресечено на 600 млн. руб. операций по вывозу цветных металлов из области в Литву.

ВЛАСТЬ

Как и в других частях нашей "необъятной Родины", любимым занятием калининградцев стало бранить начальство.

"Ругают нас прежде всего за свои несбывшиеся надежды", - говорит глава областной администрации Ю. Маточкин. Областное руководство находится между молотом реформ и наковальней социальной незащищенности людей. "Правительство не учитывает, как реформа отражается на народе, - считает Маточкин. - Но если бы оно это учитывало, оно не смогло бы осуществить реформу. Поэтому нам на местах приходится дистанцироваться от правительства. Иначе нас просто не поймут". И всюду исполнительная власть натыкается на законодательную. "Если закон хороший, мы его исполняем, - сказал один из руководителей СЭЗ, попросивший не называть его, - если закон плох, мы его обходим, но невозможно жить, когда законы меняются каждые 2 месяца".

Калининград - Москва

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно