Примерное время чтения: 6 минут
265

У ЛЕНИНГРАДСКОГО ТЕЛЕКАНАЛА 70 МЛН. ЗРИТЕЛЕЙ. "Пятое колесо" - нет проблем?..

Одной из жмых популярных передач ленинградского ТВ стало "Пятое колесо". Наши корреспонденты встретились с руководителем программы народным депутатом РСФСР Б. КУРКОВОЙ. Нас, как и многих читателей интересовало: действительно ли это "колесо" пятое в телеге Ленинградского телевидения. Как удается поставить в эфир, материалы с "неугодными" политиками: выступление Ельцина в Доме кино, рассуждения Ю. Афанасьева, разговор с А. Тарасовым?..

- Находясь здесь в Москве и наблюдая ваше телевизионное творчество, считаем, что ленинградцы сильно обогнали москвичей с точки зрения гласности, умения видовым рядом доказывать все плюсы и минусы нашей жизни. Но с другой стороны, до нас доходят отзвуки того, что жизнь у вас не такая легкая, как это иной раз думаешь, глядя на экран...

- В основном своей известностью мы больше обязаны "пишущей" журналистике, нежели "электронной". Если бы газетчики и работники журналов не писали о нас, то страна бы и не подозревала о существовании "Пятого колеса". Ленинградский канал имеет 70 млн. зрителей. Но наше "колесо" выходит поздно. Например, в Свердловске оно начинается (с учетом разницы во времени) в час ночи. Вряд ли все, кто хотел бы посмотреть, могут себе это позволить - утром на работу.

- Почему же вы выходите так поздно?

- Когда мы задумывали эту передачу, то решили, что она будет элитарной, исключительно для интеллигенции. Ведь до этого никогда не было передач, специально рассчитанных на интеллигенцию. Мы думали, что актеры закончат к десяти часам игру в театрах, музыканты вернутся с концертов и т. д. Но постепенно нас начали вытеснять и с этого времени. Даже программу передач стали читать перед "колесом". Но сегодня наша аудитория расширилась: нас смотрят все социальные группы.

- Ваш изначальный принцип?

- Возрождение духовного начала. Наверное, еще и потому, что Питер в этом смысле пострадал гораздо сильнее, чем другие города.

- А как вообще относятся к вашим передачам на Ленинградском телевидении?

- Никакой доброжелательности нет. Владимир Молчанов сказал на встрече в "Московских новостях", что самое страшное, когда твои же коллеги стремятся тебя "утопить". Ощущение внутри редакции, главным редактором которой я являюсь, такое, будто мы обложены красными флажками... Помните, как у Высоцкого: "Идет охота на волков...".

В редакции работает 58 творческих сотрудников. Собрались здесь люди нестандартные - те, кто не захотел уходить от нас, даже с учетом шаткости нашего положения. Люди у нас "битые" во всех редакциях, с очень строптивыми характерами. Да, у меня у самой характер не сахар...

- Всем известны ваши демократические взгляды. Но говорят, что вы никогда не приглашаете в свою передачу людей из другого "лагеря".

- Никогда не приглашаем. Никогда! Это тоже изначально продуманный принцип нашей программы. Мы считаем, что программа сделает им рекламу. У этих людей есть возможность для эфира в других передачах. Мы не хотим их "раздевать". Пусть они "раздеваются" не в нашей программе.

- Поговорим о Ленинградской телекомпании... Всем хочется иметь свою собственную компанию. А хотелось бы вам иметь свою, куда входили бы и "Пятое колесо" и "Монитор"?..

- Ситуация сейчас очень сложная. Одно время нас не трогали. Я все же народный депутат России и Ленсовета. Это принесло, своего рода, иммунитет всей редакции. Кроме этого, мы дружим с очень смелыми и уважаемыми нами людьми, многие из которых имеют политический вес. Мы гордимся своей дружбой с А. Собчаком, с Ю. Афанасьевым, у которого вообще не было возможности выступать в эфире, кроме, как у нас, и т. д.

Но феномена Ленинградского телевидения нет. Там действительно работает много хороших журналистов и режиссеров, но, к сожалению, я не могу сказать, что есть целые коллективы редакций, в которых взгляды у всех творческих работников едины. Часто у них диаметрально противоположные позиции. Но зритель ведь все передачи не смотрит. И создается впечатление, что все Ленинградское телевидение пронизано демократическим духом. Это не так. Поэтому я боюсь, что если сейчас наступит "эра Кравченко", то практически все редакции заработают в его духе, и делать будут то, что скажет Кравченко. А сопротивляться будем мы и еще небольшая горсточка людей в разных редакциях. Поэтому и задумаешься тут о своих возможностях...

- Ходят слухи, что при запуске в эфир некоторых ваших сюжетов случаются почти детективные истории...

- У нас есть свои приемы. Могу раскрыть один такой прием, так как во второй раз использовать его нельзя. Речь идет о передаче с Артемом Тарасовым. Если бы я, как положено по инструкциям, сдала заранее сценарий и написала бы, что в передаче участвует Тарасов, указала о чем он говорит, со всей расшифровкой, то передача эта никогда бы не увидела свет. Перед этим только-только были сняты с эфира Сюжеты с кинематографистами, выразившими свой протест ЦТ. Мне ничего не оставалось, как дать руководству "липу". И так как эта передача была в середине видеоканала, мне легче было ее "замаскировать". Монтировали мы ее в выходные дни, когда не было руководства телевидения.

В тот вечер, когда я запланировала "тарасовскую" передачу, я уговорила А. Собчака выйти в живой эфир. Обычно после этого он сразу уезжает. А тут по моей просьбе задержался в кабинете у руководителя нашего ТВ Петрова. В это время шли другие сюжеты. Собчак вольно или невольно отвлек Петрова разговорами. Тарасов "заговорил" в соответствии с моими расчетами, когда Петров ехал в машине домой. А когда передача уже началась, останавливать ее не решился бы даже он. Скандал бы вышел огромный!

Я перестраховалась. Ведь не могу же я обвинить Петрова в том, что он обязательно бы это "вырубил". Но рисковать я не могла.

Почти также получилось и со "Взглядом". Появление Любимова на нашем ТВ не скроешь. Мы "выдали" сначала маленький кусочек из "Взгляда", минут на пять. Но "взглядовцы" - то оставили нам целую передачу в записи. Мы опять сдали липовый сценарий. Я понимала, что руководитель комитета не может дать согласие на "Взгляд", если программу снял с эфира председатель Госкомитета. Директор программ спросил меня, где писалась передача - в Ленинграде или в Москве? Я соврала впервые в жизни. Сказала, что в Ленинграде, иначе ее бы стали просматривать. Перед началом "колеса" в живой эфир вышел В. Правдюк, занимающийся вопросами философии, литературы. Его выход не вызывал опасения за то, что дальше пойдет чистая политика. И после этого мы запустили в эфир заставку "Взгляда" и дали всю передачу. Все были поставлены перед свершившимся фактом. Это была наша победа, пусть и достаточно локальная.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно