Примерное время чтения: 9 минут
139

ЗАВЕРШИЛАСЬ ПОЕЗДКА Б. ЕЛЬЦИНА ПО РОССИИ. Москва-Камчатка. Марафон с короткими остановками

Завершилась поездка Председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина по ряду регионов республики. Наш специальный корреспондент, народный депутат РСФСР А. УГЛАНОВ делится своими впечатлениями.

САМАЯ БОЛЬШАЯ ЗАГАДКА РОССИИ

В любой стране мира, вероятно, есть свои трудно объяснимые феномены. В Египте, например, это гробницы фараонов, на острове Пасхи - каменные истуканы. Хотелось бы сказать о феномене несколько иного рода у нас, в России.

Татария добывает миллионы тонн нефти, Башкирия - крупнейший производитель продуктов нефтехимии, Урал дает чугун и сталь, из Новокузнецка и Воркуты нескончаемым потоком идут эшелоны с углем, Дальний Восток, Сахалин, Камчатка - просто "купаются" в ценнейших породах рыбы. Список можно продолжать до бесконечности. Но где все это? В какую бездну уходит? На Сахалине нет свежей рыбы, в Татарии - очередь на бензоколонках. Но бензина не хватает и на Сахалине, а рыбы - в Воркуте и Новокузнецке. Комбинации перечислить невозможно, но почти все они - со знаком "минус". Впечатление, что все уходит, как вода в песок.

Загадка эта не дает покоя людям почти во всех регионах, где пришлось только что побывать. Никто не понимает, куда исчезают результаты их труда? В какие "закрома Родины"?

А что остается? В индустриальных районах, таких, как Свердловская область, Башкирия, Татария - сверхконцентрация промышленных предприятий. Отток людей из деревень в города создал предпосылки острой нехватки продуктов питания. Но самое ужасное - превращение этих регионов в зоны подлинного экологического бедствия. Кислотные дожди, отравленный воздух и вода, сотни тысяч тонн вредных выбросов в атмосферу, среди которых встречается и диоксин.

Есть и другое, менее загадочное явление. Центр до сих пор буквально лезет во все мелочи. Например, дальневосточную плавбазу "Россия" отремонтировали бы в Сингапуре за год. Нет, нельзя! Только у себя и за 3 года. Никого, кроме самих рыбаков, не волнует, что убыток при этом составит 200 млн. рублей.

Не могут выехать из трущоб часть жителей Новокузнецка, шахтеры Воркуты - завоеванное забастовками право продать часть угля за границу практически не может быть реализовано. Домостроительные комбинаты и кирпичные заводы, которые можно было бы купить за границей за вырученную валюту, так и остаются пока несбыточной мечтой.

Вся эта бестолковщина злит людей, заставляет их искать самостоятельные пути.

ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ

Этот заголовок взят в одной из газет. Он, как кажется, очень точно отражает тот процесс, что начался не только в Союзе, но и в Российской Федерации.

Многие придают понятию "суверенитета" национальную окраску. Это правда, но лишь отчасти. Такая окраска, скорее, приобретается, когда любая попытка обрести хозяйственную и частично политическую самостоятельность наталкивается на решительное - "Нет!".

Перед поездкой в Татарию и Башкирию Б. Ельцину также советовали проявить твердость, так как в этих республиках, мол, сильны сепаратистские настроения. Но на какие уговоры могли поддаться люди, встречающие его плакатами, скандирующие хорошо заученные лозунги, от которых у русских, живущих испокон веков здесь, возникают не самые приятные чувства? Он поступил по-другому, сказав - вы хотите самостоятельности? Так возьмите ее столько, сколько сумеете "переварить". Но при этом отвечать перед людьми придется вам самим. Вопросы и хмурые взгляды после этого обычно прекращались.

Но, скажем, коренные жители Камчатской области - коряки, - также желающие провозгласить суверенитет, хотели бы, чтобы их снабжение продолжалось из области. Но какой смысл области будет это делать? Так что парадная сторона самостоятельности заканчивается после ее объявления. Начинаются повседневные дела.

В российском парламенте, например, встали перед такой проблемой, как введение собственной денежной единицы. Шаг этот крайне нежелательный, и именно поэтому Председатель Верховного Совета РСФСР предложил Президенту М. Горбачеву разработать совместно новую экономическую программу.

Однако не все идет гладко. Такое действие Президента, как отмена постановления Президиума Верховного Совета РСФСР об экономической защите суверенитета, не осталось, конечно, без внимания, и ответные меры будут приняты. Как приняты уже меры по прекращению несанкционированной верховной властью продажи за границу золота. Б. Ельцин считает это преступлением, не сомневаясь, что виновные в нем обязательно понесут наказание.

Так что республиканская самостоятельность, как и самостоятельность ряда регионов, уже начинает проявляться. Их представители выезжают в другие области и республики, чтобы договориться о взаимных поставках. На первых порах возможны и меры протекционистского характера. Например, некоторые области приняли постановления не вывозить за свои пределы мясопродукты. Новокузнецк, Чита, Камчатка уже пострадали от этого. Вместе с тем, здесь подумывают и об ответных мерах. Речь идет об угле, металле, рыбе, лесе и др. Так что, вероятно, обстоятельства очень скоро заставят всех не обособляться, а искать как можно больше контактов.

ЗАКРЫТЫЕ ГОРОДА

Таких в России больше 20. Среди них - Свердловск, Чита, Хабаровск. Председатели Советов этих городов ломают головы, как им жить в связи с "грядущим" рынком? Новые технологии, инвестиции реально могут попасть к ним только из-за рубежа. Но иностранцам сюда путь "заказан". Связано это во многом с оборонной промышленностью и наличием военных объектов, а стало быть, с режимом секретности.

И то и другое, пока, разумеется, необходимо, хотя и нуждается в существенном сокращении. Но как быть жителям, которые в ближайшем будущем перестанут получать централизованные фонды на продовольствие, стройматериалы и все остальное?

Камчадалы, хабаровчане хоть сейчас готовы начать взаимовыгодный бизнес с японцами, южнокорейцами, американцами. Первые смогут в этом случае получать валюту от туризма, вторые - ввести в действие газопровод с Сахалина, чтобы спасти край от неминуемого в ближайший год-два энергетического кризиса. Союзная программа выполнена по этому региону на 50% и заброшена... Нужно немедленно разрешить эту проблему, хотя останется и другая.

Министерство обороны годами отчуждало по надобности и без нее земли почти в неограниченном количестве. Например, на Камчатском полуострове это приняло просто всеобъемлющий характер. Рыбаки не могут ловить в зонах рыбу, охотники - охотиться. Что происходит внутри зон, знают очень немногие. Но выход есть. После принятия Законов РСФСР "О местном самоуправлении", "О земле" и определения цены на землю нужно будет пересмотреть все акты об отторжении земель. Вряд ли военные смогут платить арендную плату за сотни тысяч гектаров. Им волей-неволей придется "ужаться" и занять столько места, сколько действительно необходимо.

Б. Ельцин побывал на атомном ракетоносце и в одном из военных городков. То нечеловеческое напряжение, которое приходится преодолевать подводникам за свои 90 суток автономного плавания, ни в коей мере не соответствует условиям и уровню жизни их жен и детей в гарнизоне. Снабжение - хуже, чем в соседнем Петропавловске. Это касается и промтоваров. Так куда идут деньги из военного бюджета - не на строительство ли подмосковных дач для генералитета стоимостью в сотни тысяч рублей? Не на перегонку ли пустых транспортных самолетов с начальством вместо переброски овощей и фруктов в дальние гарнизоны?

Солдаты и офицеры задавали вопрос о создании собственной российской армии. Председатель Верховного Совета РСФСР против этого, так как подобный шаг привел бы к полному развалу Союза. А Верховный Совет видит свою задачу в консолидации республик, но не так, как предлагается центром, а путем свободного делегирования ему прав, путем взаимных договоров между суверенными государствами.

Вместе с тем, считает Б. Ельцин, необходимо срочно разработать систему мер, направленных на то, чтобы российские новобранцы ни в коем случае не принимали участия в военных действиях против мирного населения в любых других республиках, в том числе и своей.

О МЕСТНЫХ СОВЕТАХ

Недавно прошли первые, почти демократические, выборы в Советы народных депутатов всех уровней. Кажется, пришла долгожданная свобода. Но на многих встречах, в том числе и с хозяйственными руководителями, главу российского руководства не спрашивали, а просили разрешить оставить в регионе, скажем, 20% производимой продукции, а уж остальное - в госзаказ. То есть до сих пор многие не поняли, что провозглашенный Россией суверенитет - это и их свобода, возможность быть хозяевами. Государство - для людей, а не наоборот.

Многих такая постановка вопроса пугает - мол, все растащат, до ниточки! Но люди не враги себе и своим детям. Разве будет сахалинский рыбак портить речку, которая его кормит? Разве позволит Стерлитамакский горсовет рядом с городом построить еще один химический гигант, даже если это будет сулить миллионы? Конечно, нет.

И многие это уже поняли. Но где-то все еще оглядываются на парткомы, боясь этого грозного в недалеком прошлом монстра. Быть может, от этого до сих пор продолжается совмещение партийных постов с выборными советскими, несмотря на постановление I Съезда народных депутатов РСФСР? В Приморском крае, например, таких "выжидальщиков" еще около 20 %.

Часто спрашивали, как быть с партийной собственностью. Многие председатели Советов видят решение своих проблем в ее экспроприации. Может, отчасти они и правы, но действовать такими хорошо знакомыми методами не стоит, считает Б. Ельцин. Советам надо провести тщательную инвентаризацию имущества (хотя обо всем мы никогда не узнаем). При этом необходимо выяснить, как, когда и на основании каких законов тот или иной объект стал партийной собственностью.

Все в конце концов будет зависеть сейчас от местных органов власти. И единственный советчик здесь - избиратели, частое общение с которыми поможет многим руководителям утвердиться в своих позициях. Чем быстрее это поймут, тем лучше, так как вторая сессия Верховного Совета РСФСР должна принять несколько десятков новых законов, и пока нет полной уверенности, что они будут выполняться.

Но это предположение. А после многочисленных встреч стало ясно, что большинство населения России испытывает доверие к российскому правительству и его политике. Это именно то, что потребуется нам в ближайшие 2 года, когда вступит в действие программа оздоровления экономики.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно