Примерное время чтения: 7 минут
95

ИЗ ПОЧТЫ "АиФ" (08.06.1990)

Мы не полигон

ОТ ЧЕРНОБЫЛЬСКОГО ВЗРЫВА пострадала вся Белоруссия, в особенности Белорусское Полесье. Там, в тихом аграрном районе, расположен городок Дрогичин. Казалось бы, достаточно ему радиационной беды, однако иначе считает правительство республики: именно здесь, в полесской загрязненной зоне, оно решает строить мощный индустриальный гигант - биохимзавод. Ни один из приглашенных экспертов не гарантировал его безопасности: рабочим предстоит работать здесь в респираторах или противогазах, а заводские выбросы вызовут канцерогенные, мутационные изменения, аллергию, гиповитаминозы, подавят иммунную систему жителей, в особенности детскую.

Естественно, что дрогичинцы повели борьбу за свою экологическую безопасность. Совет Министров БССР и Министерство медицинской и микробиологической промышленности СССР (протокол N 18/15 от 14.04.89 г.) постановили перепрофилировать завод на производство одноразовых шприцев антибиотика тилазин. Таким образом проблема решена опять-таки в пользу ведомства, а не людей, которые и без того уже находятся в зоне повышенного риска для их здоровья.

В ходе предвыборной борьбы тогдашний кандидат, а ныне член Верховного Совета СССР, первый секретарь ЦК КПБ Е. Соколов неоднократно заявлял, что одним из основных направлений его депутатской деятельности станет полное перепрофилирование строящегося в Дрогичине биохимзавода. Именно это обстоятельство повлияло на результат выборов. Однако кандидатские обещания остались обещаниями: на заводе уже полным ходом монтируется оборудование, предназначенное для выпуска тилазина уже в 1991 г., а на выпуск одноразовых шприцев даже и документация не готова. Мало того, выступая 25 февраля с. г. по телевидению, Е. Соколов вопреки фактам заявил, что он уже выполнил свою депутатскую задачу: биохимический завод в Дрогичине перепрофилирован на выпуск шприцев и даже название поменял - стал заводом медицинских препаратов.

Что делать населению? Как остановить надвигающуюся на дрогичинцев новую беду, если избранный ими депутат, одно из первых лиц в республике, зря успокаивает себя и общественность? Но ведь этим не заменить чреватую опасностью реальность. Кто поможет Дрогичину в его борьбе за выживание? Где совесть народного избранника, помогающего превращать Полесье в полигон для экспериментов над людьми?

А. Колядич, г. Дрогичин, Брестская обл.

Ведомственная гласность

ПО-НАСТОЯЩЕМУ победить монополизм можно, только выведя печатные органы из-под ведомств. Ни одна газета, ни один журнал не должны нести на титуле грифа ведомства. И ни один редактор не должен быть отставным министром или заместителем. За ведомствами нужно оставить право на одно издание: ведомости. Иначе говоря, они должны издавать то, что избегают делать сейчас, - печатать информацию о своей деятельности: приказы, инструкции, указания, рекомендации и т. п. Имеются же ведомости Верховного Совета, Совета Министров и др. Так нет же! Вся законотворческая деятельность монопольных ведомств исполняется на листочках, тиражируется с расчетом создать сразу дефицит, причем эти документы запрещается размножать.

Шутка ли, такое невоенизированное ведомство, как Минздрав СССР, и до перестройки, и сейчас плодит до 1000 одних приказов в год. Это по 3 - 4 за рабочий день! Да сколько еще инструкций, методичек и т. д.! А если ведомостям открыть всю министерскую кухню, заставить бюрократию говорить языком аргументов и фактов, тут и застою конец.

Сегодня же вместо регулярной публикации статистики и своей повседневной документальной продукции по подписке, открыто всем желающим (как это делается во всех странах) ведомства ведут другую игру. В якобы высоконаучную обоснованность своих действий, чего на самом деле нет. Что это игра - доказывает, например, брошюра со статданными, изданная к последнему съезду врачей. Вы найдете здесь якобы всю откровенную статистику заболеваемости, смертности и т. п. Но не торопитесь с выводами о том, что перестройка началась. В этом сборнике публикуются только выгодные данные. Цифры, например, смертности от сердечнососудистой патологии, да еще по годам, закрыты для съезда. Еще бы. Именно за годы, когда Чазов возглавлял кардиологию, кривая смертности от этих болезней во всем мире шла круто вниз, а в СССР - также круто, но вверх.

В мировой практике газеты и журналы принадлежат либо общественным организациям, либо частным компаниям. Потому что никому не интересна официальная политика или деятельность! ведомства. Интересно то, как население воспринимает такую деятельность. Роль печати - постоянно подправлять правительство. Критикуя его шаги, общественность не допускает застоя в ведомстве, в правительстве в целом.

Гриф на медицинской, например, газете, что она - орган Минздрава СССР, - совсем не безобидная надпись. И хотя редакция под флагами перестройки временами тявкает на своего хозяина, хозяин-барин остается таковым.

В. Кричагин, Москва.

Освободите от мелочной опеки

С ВЛАДЕЛЬЦЕВ дачных участков сняты все ограничения, теперь что хочешь, то и строй. Почему одновременно с этим хорошим решением не сняты все ограничения и с владельцев собственных домов? Ведь собственный дом и закрепленный за ним участок - это даже не дача, а жилье. Тем не менее хозяин не имеет права распоряжаться в своем домовладении, он на поводке у административно-командных учреждений. По полгода обтаптывает он их пороги, чтобы получить нужное разрешение на любую переделку своего дома. А если сделает что без разрешения, то прозвучит грозное - "самовольно", и тяжба и волокита будут тянуться годами.

Бюрократическое учреждение "Бюро технической инвентаризации" еще со сталинско-брежневских времен закабалило владельцев собственных домов. До перестройки они распоряжались только в городской местности, но в связи с переходом на хозрасчет БТИ потребовались средства для существования, и теперь они дотянули свои щупальца и до села.

Большой штат работников БТИ, на мой взгляд, переливает из пустого в порожнее, поглощая большие народные и государственные средства. Ведь выполняемая ими работа (планы, паспорта домов и т. д.) по существу не нужна ни владельцам собственных домов, ни тем более государству. Считаю, что владелец собственного дома обязан согласовывать с архитектурным отделом только общий вид здания, а остальное - его личное дело.

Л. Костяников, Севастополь.

Человеку - права человека

ОБЩЕСТВЕННАЯ комиссия Советского комитета за европейскую безопасность и сотрудничество по гуманитарным вопросам и правам человека организовала работу Общественной приемной по разбору жалоб и заявлений советских граждан, связанных с теми случаями, когда эти обращения касаются советского законодательства и административной практики по соблюдению прав, предусмотренных международными обязательствами Советского Союза (Заключительный акт Хельсинки, Итоговый документ Венской встречи СБСЕ, Международные пакты по правам человека). Работу Общественной приемной возглавляет первый заместитель председателя комиссии профессор права Б. Л. Назаров. Начало работы Общественной приемной выявило основную направленность ее деятельности. Члены комиссии внимательно знакомятся с сутью обращений, дают им социальные и юридические рекомендации и в необходимых случаях обращают на них внимание соответствующих правоохранительных органов. Таким образом, под общественный контроль берутся обращения граждан, которые не находят своего удовлетворения в официальных инстанциях.

Е. Силин.

Письмо в редакцию

В "АиФ" N 21 в статье народного депутата РСФСР В. Воронцова "Кто и чьи интересы будет представлять в Палате Национальностей России" допущена ошибка: в таблице 1 не указано представительство балкарского народа.

А. АХМЕТОВ, народный депутат РСФСР от 99-го национально- территориального округа Кабардино-Балкарской АССР.

Редакция "АиФ" приносит свои извинения за неточность.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно