Примерное время чтения: 7 минут
94

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Советы постороннего

Наш корреспондент П. ЛУКЬЯНЧЕНКО встретился в Париже с членом Финансовой комиссии Национального собрания Франции, депутатом от департамента Мен и Луара, заместителем председателя партии Центр социальных демократов (ЦСД) Эдмоном АЛЬФАНДЕРИ, который является одним из наиболее компетентных французских экономистов по вопросам бюджета и финансов.

- Г-н Альфандери, как во Франции оценивают нынешнюю ситуацию в нашей стране?

- Хочу, чтобы вы меня правильно поняли" я иностранец, и не мне давать какие-то наставления советскому народу. Поэтому заранее прошу извинить меня, если кому-то мои высказывания покажутся обидными.

Что можно сказать? Побывав недавно в СССР, я воочию убедился в сложности ваших нынешних проблем. Ваша старая система имела свою логику. Хотя она работала плохо, а люди были небогаты, у большинства народа было чем питаться. Существовало некое равновесие - политическое, экономическое и социальное. Цементировал это равновесие тоталитарный режим.

И вот уже 5 лет, как все пересматривается: уже нет тех столпов, на которых держалась старая система, но нет и представления о том, какой быть новой системе. Народ больше не хочет жить по-старому, но одновременно не хочет, как я понял, и классического капитализма. Обеспокоенность по поводу неопределенности своего будущего высказывается не только в народе. Она ощущается и в высших политических кругах, которые не знают, с какого бока подступиться к решению возникающих проблем.

Сейчас у вас много говорят о введении рыночных отношений. Но вы должны отдавать себе отчет в том, что шаги в экономической области неотделимы от социальных последствий. Рыночные отношения приведут к значительному неравенству в доходах. Хотя в то же время рыночные отношения и дадут вам возможность заметно поднять общий уровень жизни в стране. Но готов ли советский народ платить такую цену? По- моему, этот вопрос нужно решить демократическим путем - в ходе всенародного референдума.

- Давайте на минутку представим себе, что вам предоставлена возможность приложить свой опыт в поисках выхода из создавшегося положения. Какой путь предложили бы вы?

- Ваше руководство пошло на всеобъемлющую реформу, которая, по замыслу ее инициаторов, должна одним махом оздоровить всю экономику. Я думаю, что этот подход не даст желаемых результатов. Помимо четкого представления о конечных целях нужно наметить вполне конкретные промежуточные цели. И сегодня именно на промежуточных целях и концентрировать всю энергию.

Что я имею в виду? Нужно определить 3 основных приоритета. Во-первых, и прежде всего, конвертируемость рубля. Если, допустим, завтра вы правительственным декретом введете конвертируемый рубль, то послезавтра ваши организации совершат за границей огромные закупки необходимого им оборудования и товаров. А еще через день возникнет астрономический внешнеторговый дефицит, так как ваша экономика не сможет ответить на поток импортных товаров встречным потоком советской продукции.

Поэтому моим первым шагом стало бы всемерное содействие тем из советских предприятий, которые в состоянии выпускать продукцию, конкурентоспособную на международном рынке - как по качеству, так и по количеству. Я бы избавил эти предприятия от бюрократической удавки, предоставил бы им полную свободу менеджмента в западном понимании. В свою очередь эти предприятия помогут советской экономике войти в мировую экономическую систему со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями. У вас этот процесс идет, но очень, на мой взгляд, вяло.

Вторая промежуточная цель. У советских людей на руках огромное количество денег, с которыми они не знают, что делать - нет товаров. Как мобилизовать эти средства? Только предоставив возможность вложить их под достаточно высокий процент, правда, на сравнительно большой срок. И затем не латать этими деньгами бюджетный дефицит или кормить военно-промышленный комплекс. А дать возможность, скажем, создать кооперативную систему кредитования.

Экономический рост в вашей стране лучше всего на сегодняшний день осуществлять за счет поощрения мелких производителей. Допустим, у крестьян есть небольшие накопления. Они складываются вместе и предоставляют кредит таким же сельскохозяйственным производителям для осуществления рентабельных проектов. У нас во Франции эта система кредитования дала замечательные результаты. Без кредита дело бы не сдвинулось с места. Однако нужно учесть: если кредиты по-прежнему будут распределяться сверху, централизованно, толку не будет.

Третья промежуточная цель. Нужно во что бы то ни стало сократить дефицит госбюджета, который в прошлом году составил 120 млрд. руб. Считаю, что ваше государство идет по неправильному пути. В западной экономике такой дефицит вызвал бы фантастический рост цен. У вас это невозможно, так как государство контролирует цены. Но от этого не легче: ведь кто-то должен покрывать дефицит. Тогда, спрашивается, кто? Вы не можете переложить этот груз на простые семьи, так как среднемесячный доход у них, по западным меркам, очень низок. Поэтому заставляете расплачиваться предприятия. Но это палка о двух концах: забирая крупные суммы у предприятий, вы лишаете их возможности эффективно развиваться. Именно поэтому ваши предприятия и влачат столь жалкое существование. Но без развития производства вам не вытянуть экономику. Получается заколдованный круг.

Какой же выход? Конечно, можно провести хитроумные расчеты и сделать вид, что дефицит сокращен. Но это будет, к сожалению, только на бумаге. А реальный выход один - сокращение государственных расходов, как бы это ни было трудно.

Я уже более 20 лет занимаюсь этими вопросами и, поверьте, хочу только успеха вашей стране.

- Вы являетесь одним из руководителей партии ЦСД. Как сказано в справочнике "Политические партии", выпущенном Политиздатом, это "небольшая буржуазная группировка, опирается на наиболее консервативную часть крупной и средней буржуазии".

- Конечно, наша партия не так уж велика - 60 тыс. членов. Но более 80% ее членов - это трудящиеся: рабочие и фермеры. В парламенте нашу партию представляют 40 депутатов и 80 сенаторов.

- Существует ли в уставе ЦСД такое понятие, как "демократический централизм"?

- Нет, в отличие от КПСС, у нас децентрализованная партия, скорее напоминающая политический клуб.

- Но вы ведь не можете обходиться без аппарата партии?

- Партию возглавляет бывший министр сельского хозяйства Франции П. Меэньри. В руководство партии, помимо председателя, входят 6 его заместителей и 20 национальных секретарей.

- Существуют ли какие-либо возрастные ограничения для лица, выдвигаемого на пост руководителя партии?

- Нет.

- А как проходит прием в партию?

- Никакого особого ритуала нет. Просто приходишь в комитет партии и получаешь билет.

- Есть ли у вас партбилеты?

- Есть.

- И они похожи на наши?

- Нет, скорее напоминают ваши "единые билеты" на общественный транспорт.

- А как у вас обстоит дело с привилегиями?

- Их попросту нет. Наоборот, членство в нашей партии - дорогое удовольствие. Все делаем за свой счет. Наша партия довольно бедна и оплачивает только небольшой штат технических сотрудников.

- А какова величина ваших партийных взносов?

- Член партии платит 300 франков в год. (При средней зарплате" в 10 тыс. франков в месяц. - Ред.). Для студентов и безработных существует скидка.

- Скрываете ли вы свой партийный бюджет?

- Нет. Он ежегодно публикуется в печати.

- А насколько велика власть партийных чиновников?

- Реальной власти у них нет никакой. Свою власть партия осуществляет только через своих представителей в парламенте.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно