Примерное время чтения: 6 минут
76

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ. Приемы "нон грата" английской дипломатии

Общее потепление международного климата было омрачено недавно одним малоприятным событием: выдворением из Великобритании 11 советских граждан. Последовали и ответные меры правительства СССР.

С просьбой прокомментировать происшедшее наш корреспондент Д. МАКАРОВ обратился к заведующему 2-м Европейским отделом МИД СССР Н. УСПЕНСКОМУ.

СОБЫТИЯ РАЗВИВАЛИСЬ ТАК, как они, к сожалению, уже не раз происходили в прошлом: 19 мая советского посла в Лондоне Л. Замятина вызвал политический директор МИД Великобритании Дж. Фретуэлл, сделал заявление и передал список фамилий 11 советских сотрудников, потребовав их выезда из страны в двухнедельный срок. К этому списку были добавлены фамилии еще трех советских граждан, ранее выехавших из Великобритании, которые были объявлены персона нон грата. В заявлении английского МИД указанные 14 человек были обвинены в "недозволенной разведывательной деятельности".

Наш посол отвел обвинения как совершенно необоснованные и не подкрепленные фактами. Он заявил английской стороне протест, подчеркнув, что все наши сотрудники неукоснительно выполняли все международные нормы.

- Как отреагировало Советское правительство?

- На следующий день английский посол в Москве Р. Брейтвейт был приглашен в МИД СССР, где первый заместитель министра А. Ковалев объявил о принятых Советским правительством мерах. В соответствии с ними 11 английским гражданам было предложено покинуть СССР в двухнедельный срок. Персона нон грата были объявлены также трое английских граждан, ранее выехавших из СССР. Кроме того, было сказано, что отныне мы устанавливаем квоту для персонала британских учреждений в Москве. Дело в том, что уже давно англичане впервые установили ограничения на численность наших сотрудников в Лондоне. В настоящее время квота составляет 205 человек. В соответствии с решением Советского правительства для английских представительств в Москве отныне устанавливается аналогичный режим.

- Как вам кажется, почему английское правительство выбрало именно этот момент для своей недружественной акции?

- Я и мои коллеги в отделе убеждены в том, что акция английских властей носит чисто политический характер. Дело в том, что хотя в советско-английском диалоге достигнут значительный прогресс, в то же время наши взгляды серьезно расходятся по вопросам ядерного разоружения. В Англии есть влиятельные силы, которым не по душе радикальная позиция СССР в вопросе о тактическом ядерном оружии. Образ врага, который они создавали на протяжении многих десятилетий, чтобы оправдать свои цели, под воздействием советских мирных предложений начал таять и распадаться. И поскольку советские позиции сейчас по таким вопросам, как права человека или разоружение, практически неуязвимы, одна из немногих областей, где еще можно попытаться нагнетать страсти, - это шпиономания, что и было пущено в ход.

- А нельзя ли было вообще избежать огласки взаимной высылки советских и английских граждан? Насколько мне известно, английские власти утверждали, что они якобы предлагали СССР обойтись без шума с тем, чтобы не оказать отрицательного воздействия на советско-английские отношения.

- Действительно, когда политический директор МИД Великобритании делал представление советскому послу, он сказал, что английская сторона не хотела бы предавать это дело огласке с тем, чтобы до минимума свести ущерб, наносимый советско- английским отношениям. В ответном представлении, сделанном СССР на следующий день, мы согласились с предложением английской стороны. Мы заявили, что будем придерживаться принципа конфиденциальности до тех пор, пока его придерживается английская сторона.

Но эта договоренность продержалась всего 12 часов. Уже в воскресенье английский посол в Москве собрал журналистов и все им рассказал. Естественно, что после этого начальник Управления информации МИД СССР Г. Герасимов сделал заявление, в котором раскрыл нашу позицию.

- Высылки из Великобритании советских граждан, введение квот, ограничивающих их число, насколько мне известно, имели место и раньше.

- Действительно, подобные акции английское правительство проводило и в прошлом. И не раз. Так, например, в сентябре 1971 г. по обвинению в: "недозволенной деятельности" из Англии было выслано 105 чел., а квота, ограничивающая численность персонала посольства СССР, была впервые введена в 1968 г. под предлогом событий в Чехословакии. Введение же квоты на численность английских граждан в СССР Советское правительство в качестве ответной меры применило только сейчас, то есть спустя более 20 лет.

- Некоторые считают, что ответная высылка английских дипломатов и журналистов, введение квоты на пребывание английских граждан в СССР нанесут больший ущерб нашей стране, чем Великобритании, поскольку мы больше заинтересованы в торговых, экономических и других связях с одной из наиболее передовых стран Запада.

- В данном случае я могу напомнить слова М. С. Горбачева, сказанные им в 1985 г., но сохраняющие, на мой взгляд, и сейчас свою актуальность, о том, что СССР заинтересован в отношениях с Англией, но не больше, чем Англия заинтересована в отношениях с СССР.

В случае с высылкой мы действовали на основе взаимности. Если английская сторона сочтет возможным пойти на расширение, а еще лучше - на полную отмену квоты, к чему мы не раз призывали, то мы готовы отменить квоту на численность английских граждан в СССР.

- Можете ли вы привести пример, когда нехватка советских специалистов затрудняет работу наших учреждений в Великобритании?

- Мы с гигантским напряжением сил обеспечиваем рейсы самолетов Аэрофлота в эту страну, число которых сейчас увеличилось, поскольку возрос поток туристов.

И в других областях объем отношений сейчас таков, что он требует подкрепления интеллектуальными ресурсами. И в Москве, и Лондоне. Поэтому установление квот - это такой отголосок холодной войны, который камнем висит на шее наших отношений.

- Как вы оцениваете квоты с точки зрения международного права?

- Всего лишь полгода назад Великобритания наряду с другими европейскими странами, США и Канадой, подписала венские договоренности, в которых говорится о расширении контактов между народами, о праве граждан переезжать из одной страны в другую и т. д. Ограничение численности персонала совпредставительств за границей, конечно, затрудняет нашим людям работу, связанную с выполнением обязательств по европейскому процессу, например, выдачу виз.

- Какой выход вы видите в создавшемся положении?

- Выход, на мой взгляд, в том, что обеим сторонам нужно проявлять реализм, сдержанность, стремиться сохранить все то ценное, что накоплено в наших отношениях за последние годы, и вести спокойный и открытый диалог по всем проблемам, в том числе сложным и щекотливым. Как показывает опыт, обе стороны умеют делать это.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно