aif.ru counter
49

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. По бумажным дорогам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 03/09/1988

Читал, что в ФРГ покупка автомобиля с нейтрализатором выхлопных газов поощряется снижением налога. У нас об этих нейтрализаторах даже не слышно, а загазованность городов автомобильными выбросами растет. Какие меры принимаются для нормализации положения?

А. Дунаев, Москва

У НАС, К СОЖАЛЕНИЮ, эта проблема не "сошла" пока со страниц всевозможных постановлений, решений. По подсчетам специалистов, выбросы от автомобилей увеличиваются на 30 - 40 тыс. т в год. И сейчас уже 50% загрязнения воздуха дают автомашины. В 142 городах - в том числе Киеве, Тбилиси, Алма-Ате, Владивостоке и др. - автотранспортные выбросы превышают 80% от общего загрязнения воздуха.

ГУБИТЕЛЬНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

Вот данные, приведенные в беседе с корреспондентом директором Института общей и коммунальной гигиены им. Сысина академиком Г. Сидоренко:

- Превышение в 20 раз предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе ведет к увеличению заболеваемости в 1,5 - 2 раза. Именно такой и даже выше уровень загрязнения воздуха на главных транспортных артериях Москвы (в целом в столице нормативы ПДК превышены в 4 - 8 раз, при плохой погоде, бывает, в 10 - 12 раз).

А если учесть, повторимся, что автомобильный парк страны быстро растет?

Где же тот стимул, который побудит Минавтопром без всяких приказов работать над созданием экологически безопасного автомобиля?

Г. Сидоренко считает, что стимул этот - жесткий стандарт на содержание токсичных веществ в выхлопных газах:

- В США, странах Западной Европы, Японии введены жесткие экологические требования к автомобилям (в том числе и к импортным, у нас же широко используются вредные в экологическом отношении "Икарусы"). Автомобилестроителям пришлось волей-неволей усовершенствовать двигатели. Получили широкое распространение и каталитические нейтрализаторы тройного действия. Они-то и позволяют снизить содержание в выбросах окиси углерода, углеводородов и окислов азота, о которых и пишет А. Дунаев.

ЛУЧШИЙ В МИРЕ... СТАНДАРТ

С рассуждениями академика Сидоренко мы познакомили руководство Госстандарта СССР. В Госстандарте СССР к критике отнеслись довольно доброжелательно и выразили желание встретиться с академиком Сидоренко, чтобы обсудить имеющиеся проблемы. Оказалось, что отечественный стандарт на отработавшие газы автомобилей... - самый жесткий в мире. Нигде нет такого, чтобы отметка допустимого уровня выброса окиси углерода опускалась ниже 3,5%. А у нас 1,5% (для нового автомобиля, после ремонта и техобслуживания - т. е. при отрегулированном двигателе) и 3% - в момент эксплуатации (это решили накинуть полтора процента на плохие дороги, издержки автосервиса и т. д.).

Надеялись, что очень жесткий стандарт всей заложенной в нем мощью хоть немного сдвинет дело с мертвой точки, заставит подтянуться всех, кто создает и эксплуатирует автомашины, строит дороги, производит топливо, приборы для контроля. Но отсутствие реальных возможностей для действия стандарта на практике превратило его в фикцию.

ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ...

Что же нужно, чтобы стандарт заработал? Во-первых, нейтрализаторы выхлопных газов. Но, как объяснили в Минавтопроме СССР, у нас нет условий для их эксплуатации. А именно - нет неэтилированного бензина (свинцовые выбросы от применяемого этилированного мгновенно выводят нейтрализатор из строя). Это проблема номер два.

Сейчас выпускается всего 25% экологически более чистого топлива от общего количества бензина.

Миннефтехимпром СССР планирует довести выпуск неэтилированного бензина к 1995 г. до 40%, а к 2000 г. перевести на него весь автомобильный транспорт страны.

Проблема третья, градостроительная. При нынешней организации автомобильного движения в городах применение нейтрализатора не даст полного эффекта. Как должно быть, мы не раз видели в зарубежных фильмах: переплетения эстакад с мчащимися по ним потоками машин. Оказывается, при такой организации движения автотранспорта - создании скоростных магистралей безостановочного движения, транспортных развязок в разных уровнях - машины дают менее токсичные выбросы газов, чем при бесчисленных "дерганьях" в пробках, остановках у светофоров и т. д. Сейчас эта градостроительная проблема стоит весьма остро как у нас, так и в старых городах Европы.

Нередко отсутствие в автохозяйствах контроля токсичности объясняется нехваткой необходимых для этого приборов - газоанализаторов. Это проблема номер четыре. Очень плохо оснащена ими и служба ГАИ. Автозаводы эти приборы имеют - достают, кто как может, зачастую покупают прямо со стендов зарубежных выставок (стоимость одного - не менее 10 тыс. долларов).

20 лет уже тщетно пытаются получить газоанализаторы от Минприбора СССР. На имеющихся мощностях в 1988 г. он может выпустить 80 шт., в 1989 г. - 300 шт., в 1990-м - 650 шт. Потребность же (минимальная) в них такая: Минавтопрому СССР на 1988 - 90 гг. требуется 5200 шт., Минавтотрансу РСФСР (обеспеченность автохозяйств сегодня - 15%) - не менее 6 тыс. шт. А еще ГАИ, заводы...

ПРОСИТЬ ИЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ?

В адрес Минприбора СССР пришла не так давно бумага за подписью председателя Бюро Совета Министров СССР по машиностроению И. Силаева:

"Прошу принять необходимые меры к организации производства приборов контроля содержания углеводородов в отработавших газах автомобильных двигателей, обеспечить к 1990 г...". "Просили" об этом Минприбор - в том числе и правительство - уже не раз. А приборов как не было, так и нет.

Так, может, не надо никого больше просить, приказывать, обязывать? Может быть, нужно просто экономически заинтересовать ведомства, предприятия в выпуске необходимого топлива, оборудования и т. д.? Дать этой продукции статус социального заказа со всеми вытекающими отсюда стимулами, льготами: например, предприятию, которое будет выпускать неэтилированный бензин, снизить процент отчислений в бюджет. Ведь не остается внакладе казна ФРГ, делая налоговую скидку за покупку нейтрализатора, о чем пишет нам читатель. Такой акцией поощряется спрос, а значит, увеличение производства нейтрализаторов, неэтилированного бензина, что, естественно, ведет к увеличению отчислений в бюджет.

Сейчас идет работа над проектом Государственной программы по охране природы на XIII пятилетку и на период до 2005 г. Минавтопром СССР внес свои предложения, как комплексно решить проблему загрязнения воздуха выхлопными газами. Но все это - в весьма далекой перспективе. А пока автомобильные выбросы с каждым годом растут.

Уберечь нас от этого наступления действительно может жесткий стандарт - если будут созданы условия для его применения.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы