Примерное время чтения: 3 минуты
78

О структуре здравоохранения

Как сочетается с принципом социальной справедливости существование двух систем оказания медицинской помощи населению: участковой и ведомственной?

А. Сигаев, Тюмень, и др.

Ответить на вопрос, интересующий многих читателей, мы попросили министра здравоохранения РСФСР А. ПОТАПОВА.

ОТКРОВЕННО ГОВОРЯ, сам я уже в течение многих лет наблюдаюсь не у ведомственного, а у практического врача, да и сейчас продолжаю к нему обращаться.

По моему глубокому убеждению, уровень подготовки и квалификации врачей практического здравоохранения все-таки выше, чем, например, специалистов ведомственных больниц. Другое дело, что у врача в ведомственном медицинском учреждении значительно меньше нагрузки, нет очередей, он меньше "придавлен" массовым посещением больных, поэтому, естественно, имеет возможность уделять больше времени и внимания каждому пациенту.

Конечно, принцип ведомственности в оказании медицинской помощи населению нашей страны не соответствует принципу социальной справедливости. Кроме того, наличие сегодня одновременно территориальных органов здравоохранения и ведомственных очень вредит первым. Например, недавно я посетил БАМ и воочию увидел антагонизм между медицинской службой Министерства путей сообщения и местной службой здравоохранения.

Или, например, "на бумаге" у нас существует единая система государственного санитарного надзора. Но эффективность ее, практическая отдача крайне низка, и поэтому фактически ее нет. Мы сейчас подняли вопрос о передаче всех санэпидемстанций территориальным органам здравоохранения. Практический опыт показывает, что разобщенность медицинских служб и учреждений ведет к бесхозяйственности.

Таким образом, в отношении ведомственных поликлиник и больниц у меня однозначное мнение - их надо закрывать. Но что мешает этому?

Дело в том, что капитальное строительство, в том числе и большинства медицинских учреждений, ведется преимущественно отраслевыми министерствами. И мы, естественно, боимся, что, если их больницы и поликлиники передадут практическому здравоохранению, то они скажут: вот пусть Минздрав теперь сам и строит. А у Минздрава средств на это пока не хватает.

Это единственная серьезная причина. Ведь по-настоящему в ведомственных больницах и поликлиниках никто не лечится. В случае любого серьезного заболевания звонят нам, госпитализируются в медицинские учреждения практического здравоохранения.

Конечно, возникает закономерный вопрос: будет ли пересмотрена эта практика в будущем? Если бы сегодня у практического здравоохранения была хорошая материально-техническая база, вопрос бы и не стоял. Поэтому главная задача в решении этого, да и многих других вопросов - создание крепкой, гибкой экономической структуры советского здравоохранения.

Беседа с министром здравоохранения РСФСР А. И. ПОТАПОВЫМ будет опубликована в ближайших номерах "АиФ".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно