Примерное время чтения: 6 минут
117

28% своего бюджета затрачивает "средняя" японская семья на обучение двоих детей в вузе. Жизнь японца - без рекламы

Окончание. Начало в N 1.

КОРР. Получается, что на текущие нужды у семьи остается 272,2 тыс. иен. А как они их расходуют? Сколько денег уходит, например, на питание?

АРСКАЯ. 72 тыс., или 26,45%. В 60 - 70-е годы много писали о "вестернизации" потребления продовольствия в Японии, то есть об увеличении в рационах японских семей доли мяса и молочных продуктов. Но и по сей день основной продукт питания - рис. "Средняя" семья покупает его около 160 кг в год, затрачивая на это около 5,8 тыс. иен ежемесячно.

Немалую роль играют хлеб, крупяные изделия (24 кг в год), макаронные изделия (20 кг в год).

В год "средняя" семья потребляет только 9,6 кг говядины и 19 кг свинины - предпочтение вызвано не национальными традициями, а ценой, поскольку свинина вдвое дешевле импортируемой говядины, 14,2 кг мяса птицы, 3,8 кг колбасы, 4,3 кг ветчины, 1,2 кг сала. На все мясные продукты в месяц уходит 7,6 тыс. иен.

Весьма значительную роль в рационе японцев продолжают играть рыба и морепродукты - 56 кг на семью в год. Много покупают они и овощей, фруктов. Не мыслится стол без чая - 1,5 кг в год.

КОРР. Известно, что японские промышленные товары сравнительно дешевые. И, наверное, их-то у японских семей изобилие?

АРСКАЯ. Отношение "средних" японцев к покупке одежды, обуви можно описать так: максимальная умеренность и рациональность. Хотя в сравнении с другими капиталистическими странами цены на эти товары в Японии, действительно, заметно ниже, гардероб японской семьи пополняется так. Мужской костюм они покупают 1 раз в 4 года. В течение года глава семьи позволяет себе приобрести 1 пару брюк, 2 - 3 рубашки, 1 свитер. Мужской галстук, из-за его дороговизны, приобретается 1 раз в 2 года. Женщины приобретают 1 - 2 платья в год, 1 - 2 юбки, 2 блузки, 2 вязаных кофты. Мужчины ограничиваются 1 парой кожаной обуви раз в 2 года, женщины - 1 - 2 парами, добавляя к этому 3 - 4 пары сезонной.

В 1983 Г. ЛИШЬ 1 ИЗ 10 ЯПОНСКИХ СЕМЕЙ КУПИЛА ТЕЛЕВИЗОР, 1 ИЗ 15 - МАГНИТОФОН, 1 ИЗ 70 - СТЕРЕОФОНИЧЕСКУЮ ТЕХНИКУ.

КОРР. Если я вас правильно понял, сокращение покупок предметов длительного пользования, как и максимальная рационализация расходов на питание, обувь, одежду, находятся под прямым влиянием роста затрат по так называемым обязательным статьям расходов, которыми семья не может маневрировать...

АРСКАЯ. Да. Это плата за жилье, освещение, отопление, водоснабжение, транспортные расходы, медицинское обслуживание, образование - всего 71,2 тыс. иен в месяц или 26,16%. Последняя статья расходов относится к наиболее быстро растущим: в 1983 г; затраты на образование выросли, по сравнению с 1975 г. в 2,5 раза. Размер их увеличивается в каждой семье по мере того, как дети переходят на следующую ступень образования: когда двое детей учатся в начальной школе - это обходится родителям в 8% бюджета; когда же они получают высшее образование - надо быть готовым к уплате 28% всех бюджетных поступлений.

КОРР. Насколько я знаю, в Японии больше, чем в какой-либо другой капиталистической стране, откладывают яичных сбережений. Чем это объясняется?

АРСКАЯ. Этот "добровольный" вычет из текущего потребления рассматривается в семье рабочих и служащих как необходимая страховка на случай потери работы, крупных расходов, старости, непредвиденных обстоятельств.

На примере Японии противоречия потребления, свойственные современному капитализму, выглядят особенно отчетливо. Социальные условия, пресс обязательных расходов ведут к тому, что предельно сужается зазор между тем, чего нельзя не потратить на питание, одежду, отдых, и тем, что можно ассигновать на эти цели. Рынок пополняется все новыми товарами. И ощущение их недоступности возникает даже независимо от цены, в связи с напряженностью самих семейных бюджетов.

КОРР. Вы упомянули об отдыхе. Насколько я знаю, средний оплачиваемый отпуск на японских предприятиях не превышает 17 дней в году. Свыше половины компаний этой страны вообще работают по шестидневной системе. В мелких же и средних фирмах отпуск, как правило, не превышает 5 - 7 дней в году. Говоря об этом, японские буржуазные социологи ссылаются на некий "трудоголизм" (т. е. "одержимость работой"), якобы присущий японскому трудящемуся.

АРСКАЯ, Для Японии в этой связи сейчас особенно актуален вопрос: чего стоит рост потребления, если людям сплошь и рядом некогда потреблять те материальные блага, во имя которых они трудятся, если расплачиваться за них приходится работой на износ, отрывом от семьи?

Не хватает времени не только на потребление, но и просто на сон. Каждый третий японец жалуется на недостаток сна. Пунктуальная японская статистика показывает, что время сна на столько примерно меньше 8 часов, на сколько рабочий день больше 8 часов.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СВЕРХУРОЧНЫХ В РАСЧЕТЕ НА 1 ЗАНЯТОГО ДОСТИГЛА В 1984 Г. В ЯПОНИИ 191 ЧАСА В ГОД, ТОГДА КАК ОНА СОСТАВЛЯЛА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ - 130 ЧАСОВ, В США -120, В ФРГ - 78, ВО ФРАНЦИИ - 63 ЧАСА.

Говорят, что в каждой шутке есть доля истины. Доля, причем немалая, содержится и в шутливом совете японского телекомментатора, рекомендовавшего детям спрашивать отправляющихся на работу отцов: "Когда ты придешь в следующий раз, папа?"

Действительно, японцы умеют работать напряженно. Но они никакие не "трудоголики". Не так давно японская газета "Асахи" задалась целью выяснить, на что японцы желали бы тратить свое время, если бы у них была возможность выбирать. Лишь 2% опрошенных заявили, что отдали бы часть своего времени труду, остальные 98%, перечислив самые разные способы времяпрепровождения, о труде так и не вспомнили. Большинство опрошенных назвали труд неизбежным злом.

В поте лица японцев вынуждают работать предприниматели, которые стимулируют работу на износ высокими премиями, доходящими на крупных предприятиях до половины заработков трудящихся. О выгоде же подобной системы стимулирования труда для работодателей говорят такие, например, факты. Если соотнести зарплату рабочих концерна "Мацусита дэнки" с мерой их трудоотдачи, получится, что предприятие оплачивает только 2 из 8 часов рабочей смены. Рабочий же фирмы "Ниссан" зарабатывает в час на 40% меньше своего коллеги на заводах американской корпорации "Форд", хотя производительность труда японского автомобилестроителя в 3,5 раза выше, чем американского. Так, на заводах "Форда" в 1982 г. один работник производил в среднем 13 автомобилей, тогда как на каждого работника фирмы "Ниссан" их приходилось 46.

Идеи "трудоголизма", прививаемые японскими предпринимателями своим работникам, сами по себе эффективны: повысился порядок на производстве, снизилась текучесть кадров, выросла производительность труда, повысилась рентабельность предприятий. Однако в условиях капиталистической Японии все это на руку предпринимателям, а не трудящимся и тем более не потребителям. Например, концерн "Мацусита дэнки" за счет "кружков качества" сумел снизить издержки на производство цветного телевизора (с экраном 48 см) до 48 тыс. иен. Продажная цена осталась прежней - 200 тыс. иен. Прежней осталась и заработная плата рабочих. Спрашивается, кто же от этого выиграл?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно