Примерное время чтения: 10 минут
88

[Есть ответы] Ваши вопросы от 15.09.1986

С 1970 по 1985 г. сумма вкладов населения в сберегательные кассы увеличилась почти в 5 раз, а их количество удвоилось. О чем это свидетельствует: о повышении жизненного уровня трудящихся или же о неудовлетворенном спросе населения на товары и услуги?

И. Скачков, Фрунзе.

На вопрос отвечает кандидат экономических наук А. ЯКОВЛЕВ.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, среди показателей, характеризующих различные аспекты нашего социального развития, трудно найти столь динамичный, как денежные сбережения. Судите сами.

РОСТ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА, РЕАЛЬНЫХ ДОХОДОВ

НАСЕЛЕНИЯ, ВКЛАДОВ НАСЕЛЕНИЯ В СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ КАССУ В 1971-1985 гг. (%)

Давайте прежде всего выясним, с какими целями трудящиеся накапливают крупные денежные средства. По оценкам специалистов, основанным на опросах населения, 40-45% всех сбережений советских семей предназначается для приобретения товаров длительного пользования, таких, как мебельные гарнитуры, ковры, дорогостоящая телерадиоаппаратура, автомобили и т. д.

Примерно 10-15% вкладов накапливается для строительства и покупки жилья, 5-8% - для организации отдыха. Остальная часть сбережений связана с оказанием помощи детям, обеспечением материального положения в старости, непредвиденными расходами и т. д.

А каковы мотивы денежных сбережений в капиталистических странах? Например, по данным обследований в Федеративной Республике Германии, 48% опрошенных основной причиной накоплений назвали резерв на непредвиденные случаи; 32% - покупку предметов длительного пользования, драгоценностей; 27% - обеспечение старости; 24% - поездку в отпуск; 17% - приобретение жилья; 14% - обеспечение будущего детей.

Известно, что при социализме резко уменьшается необходимость накопления денежных средств для обеспечения старости. Пенсии по старости в СССР назначаются, как правило, в размерах, превышающих 50-55% наработка. В то же время, по данным Международной ассоциации социального обеспечения, соотношение средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы составляет в Великобритании 16,9%, во Франции - 20%, в Дании - 22,7%, в Норвегии - 25,2%, в Финляндии - 25,6%.

Разный социальный смысл при социализме и капитализме имеют и сбережения на непредвиденные расходы.

В капиталистическом мире это своего рода страховой фонд на случай таких социальных бедствий, как безработица, болезнь и т. д. Как отмечала печать ФРГ, "кто сам проявляет предусмотрительность, заботясь о себе и своей семье, тот не станет обузой для общества, если превратности жизни поставят его когда-нибудь в непредвиденную ситуацию".

Быстрый рост денежных сбережений населения в пашей стране - это вполне закономерный процесс, отражающий повышение народного благосостояния на данном этапе. Свидетельством может служить тот факт, что в последние годы, например, высокими темпами росла обеспеченность советских семей телевизорами, радиоаппаратурой, холодильниками, автомобилями, мотоциклами, мебелью. В розничном товарообороте доля товаров культурно бытового и хозяйственного назначения возросла с 11,3% в 1970 г. до 17,5% в 1984 г. Затраты же на их приобретение во "многих случаях требуют накопления нужной денежной суммы.

Важно упомянуть и такой момент, не самый главный, но тем не менее влияющий на быстрый рост сбережений в виде вкладов в сберегательные кассы в последние годы. Он связан с удобствами расходования средств для оплаты жилищно- коммунальных услуг, приобретения товаров по безналичному расчету. К росту вкладов ведет и постепенный переход к выплате заработной платы через сберегательные кассы.

Однако, конечно же, нельзя отрицать и того, что часть денежных сбережений образуется у населения из-за отсутствия в продаже пользующихся спросом товаров, недостаточного уровня развития системы платных услуг. Основными причинами возникновения неудовлетворенного спроса являются: опережающий рост заработной платы по сравнению с производительностью труда, отставание в темпах производства высококачественных товаров.

В целях устранения такого положения в текущей пятилетке поставлена задача обеспечить ускоренные темпы роста розничного товарооборота по сравнению с доходами населения. Так, в соответствии с Государственным пятилетним планом развития народного хозяйства намечается увеличить среднемесячную зарплату рабочих и служащих почти на 15%, оплату труда колхозников - в среднем на 18%, в то же время розничный товарооборот (без винно-водочных изделий) должен возрасти более чем на 30%. Предусматривается также осуществить меры по повышению ответственности предприятий, производящих товары народного потребления, за ассортимент и качество выпускаемой продукции.

На первый план сейчас выдвигаются запросы потребителей. В этом направлении идет и перестройка легкой промышленности. В недавно принятом постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении планирования, экономического стимулирования и совершенствовании управления производством товаров народного потребления в легкой промышленности" прямо указано, что планы предприятий должны формироваться на основе договоров с торгующими организациями, которые, в свою очередь, обязаны отвечать за соответствие их заказов реальному спросу населения. Удовлетворению растущего покупательского спроса будет способствовать и реализация Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг.

* * *

Я слышала, что в нашу страну приезжают иностранцы на охоту, причем они отстреливают животных, занесенных в Красную книгу СССР. Верно ли это? Да и вообще, насколько оправданна подобная охота?

Н. Чернышева, Москва.

Наш корреспондент М. Иванян попросила ответить на этот вопрос ответственного работника Госкоминтуриста СССР Р. КАФАРОВА.

СКАЖУ сразу: слухи относительно отстрела животных, занесенных в Красную книгу, беспочвенны. Таких животных запрещено стрелять не только иностранцам, но и советским охотникам. А в том, что исчезли некоторые виды животных, повинно вторжение человека в природу, так как из- за его деятельности нарушен процесс естественного отбора. Охота же является одним из основных мероприятий, контролирующих численность животных.

9 из более чем 7 тыс. имеющихся в стране охотничьих и рыболовецких хозяйств имеют договоры с Госкоминтуристом по обслуживанию иностранцев-охотников.

В охотничьи хозяйства нашей страны ежегодно приезжают туристы из США, Франции, ФРГ, Австрии, Италии и многих других стран. Надо заметить, что это в основном очень богатые охотники, которые согласно правилам Госкомнитуриста способны оплатить охоту в твердой валюте.

Стоит, вероятно, подчеркнуть и тот факт, что иностранному туристу-охотнику отстрел разрешен в очень ограниченном количестве и только распространенных животных. Для сравнения скажем, что из 150 тыс. оленей, отстреливаемых в год по всей стране, в интуристских хозяйствах разрешено убить только 50, из 108 тыс., косуль - такое же количество. Если советские охотники могут отстрелять 35 тыс. глухарей, то иностранцы лишь 20 штук, 70 кабанов из 65 тыс. и 20 лосей из 66 тыс. подлежащих отстрелу. Поэтому несколько десятков убитых иностранными туристами зверей никакого ущерба нашим охотничьим запасам не нанесут. А вот выгода от охоты туристов из капиталистических стран очевидна. Скажем, к примеру, что этот вид иностранного туризма приносит государству доход, в 5-6 раз превышающий прибыль от любого другого вида иностранного туризма.

Так, тот же охотник-иностранец, помимо стоимости лицензии на отстрел животного (сюда входит стоимость самого зверя с учетом ценности его рогов или шкуры), оплачивает расходы на обслуживание, то есть стоимость номера в коттедже, стоимость питания, услуг егерей и загонщиков. Кроме того, он платит за каждый выстрел: в случае ранения животного - 200 инвалютных рублей, в случае промаха - 100 инвалютных рублей. В результате за 5-6 дней охоты он выплачивает нашему государству в валюте в тысячу раз больше, чем советский охотник, который в среднем платит за обслуживание около 10 руб.

Например, стоимость лицензии плюс обслуживание для иностранца, убившего медведя, составляет 2,5 тыс. инвалютных рублей. Нашему же охотнику лицензионная стоимость этого животного обходится всего в 80 руб. Тур для иностранца стоит 2,5 тыс., а для советского охотника - 40 руб., глухарь - соответственно 1 тыс. инвалютных рублей и 3 руб.

Таким образом наше государство каждый год получает валюту, которая нужна стране для внешнеторговых операций. Кроме того, через кооперативные магазины в продажу поступает деликатесное мясо добытых животных. Из-за строго ограниченной охоты на территория СССР для иностранцев каждый год образуется очередь из желающих посетить охотничьи хозяйства нашей страны.

* * *

Встречал в печати такое выражение - "теология освобождения". Расскажите, что она собой представляет и почему Ватикан борется против нее.

В. Полесов, Кировоград.

На этот вопрос отвечает доктор философских наук Л. ВЕЛИКОВИЧ.

"ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ" возникла в странах Латинской Америки в конце 60-х - начале 70-х гг. Впервые концепция этого течения в католической теологии была изложена в книге перуанского священника Густаво Гутьерреса "Теология освобождения - перспективы", опубликованной в Лиме в 1971 г. Идеи "теологии освобождения" пропагандировались также в книгах Х. Л. Сегундо (Уругвай), Х. Бонино, У. Ассмана, Л. Воффа (Бразилия), Г. Арройо (Чили) и других католических деятелей Латинской Америки. Эти теологи по-своему интерпретируют социальную доктрину католицизма. Они считают необходимым обратиться к марксизму, в частности к марксистской теории классовой борьбы.

Представители "теологии освобождения" отдают приоритет социальной практике, считая борьбу против нищеты и эксплуатации, создание справедливого общества "частью спасения". Их идеи в конечном счете порождены социально- экономическими условиями Латинской Америки, обострившейся классовой борьбой, хотя при этом они постоянно ссылаются на "священное писание".

В "теологии освобождения" нашли свое отражение чувства, настроения той части духовенства Латинской Америки, которая, вопреки рекомендациям и призывам Ватикана, реакционных католических иерархов, активно включилась в борьбу против диктаторских режимов.

Появление сочинений Г. Гутьерреса, Л. Боффа и других идеологов "теологии освобождения" вызвало беспокойство в Ватикане, поскольку пропагандируемые ими концепции, их позиция в отношении освободительной борьбы народов Латинской Америки расходятся с установками святого престола, изложенными в энцикликах и выступлениях пап, в частности Иоанна Павла II. В 1976 г. вопрос о "теологии освобождения" обсуждался католической теологической комиссией, которая высказала отрицательное суждение о ней. Заодно с Ватиканом действовали и реакционные католические иерархи Латинской Америки, которые прилагали все усилия к тому, чтобы не допустить распространения взглядов, пропагандируемых представителями "теологии освобождения".

Свою позицию в отношении "теологии освобождения" Ватикан изложил в инструкции конгрегации по вопросам вероучения "О некоторых аспектах теологии освобождения" (см. "АиФ", 1984, N 51. - Ред.). Сам тон ватиканской инструкции, данная в ней оценка реального социализма фактически напоминают антикоммунистические выступления главы вашингтонской администрации, воспроизводят его характеристику Советского Союза как "империи зла".

Совпадение позиций Ватикана и вашингтонской администрации в отношении части духовенства Латинской Америки, поддерживающей "теологию освобождения", не случайно. Оно обусловлено общей заинтересованностью их в ослаблении влияния прогрессивных кругов духовенства, активно участвующих в борьбе против проамериканских диктаторских режимов.

Обеспокоенный большим недовольством католиков, а также значительной части духовенства, особенно в Латинской Америке, позицией Ватикана в отношении "теологии освобождения", святой престол в начале апреля этого года опубликовал инструкцию о христианской свободе и освобождении. И хотя в новом документе нет резких выпадов против "теологии освобождения", тем не менее основные ее положения римской курией отвергаются. В частности, Ватикан вновь заявил о своем отрицательном отношении к классовой борьбе и революции.

"Теология освобождения" предполагает радикальные социальные изменения. Но использование "теологией освобождения" некоторых марксистских положений не меняет ее сущности как теологии.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно