aif.ru counter
9

АМЕРИКА БЕЗ ГРИМА. СОВЕТСКИЕ МИРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И АМЕРИКАНСКАЯ "ГЛУБИНКА" (часть 1)

О малоизвестной стороне деятельности пропагандистской машины США рассказывает старший научный сотрудник Института социологических исследований АН СССР кандидат исторических наук Вс. МАРИНОВ

О малоизвестной стороне деятельности пропагандистской машины США рассказывает старший научный сотрудник Института социологических исследований АН СССР кандидат исторических наук Вс. МАРИНОВ.

ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ пресса, как никакая другая, формирует общественное мнение Америки. Почти 1700 газет общим тиражом около 63 млн. экземпляров читают ежедневно 68% американцев. Как утверждает статистика, на чтение газет затрачивается в среднем 45 минут в день. Согласно той же статистике, количество читателей газет в США за последнее десятилетие возросло на одну пятую.

Дело не только в цифрах. Социологи обнаружили, что американец "из глубинки" читает прежде всего "свою" местную газету и своим "пикейным жилетам" доверяет больше, нежели "умникам" из общенациональных газет и телесетей. Возможно, потому, что местный редактор досконально знает "своего" читателя, который, в свою очередь, живет тем, что для него пишут. Можно без преувеличения сказать, провинциальная пресса дает точное представление о мировосприятии "одноэтажной" Америки.

В этой статье мы попытаемся показать, как на уровне местной газеты формируется это мировосприятие. Рассмотрим реакцию провинциальных газет на Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева от 15 января 1986 г., в котором СССР выдвинул комплексную программу освобождения мира от ядерного оружия. Передо мной лежит десятка три вырезок на эту тему из "нецентральных" американских газет. Такие вырезки, или, как говорят в Америке, "клиппингз", делает по заказу "Пресс интеллидженс инк". Мои "клиппингз" показывают, конечно, не всю реакцию газетной Америки на советское Заявление. Но подборка получается вполне представительная, ибо "Пресс интеллидженс" действует по принципу фирм, изучающих общественное мнение. Считается, что опрос полутора тысяч американцев позволяет более или менее точно определить взгляды нации в целом. Равным образом подбирают и наиболее типичные газеты.

ЗОНЫ УМОЛЧАНИЯ

Уже первое прочтение подборки статей, мягко выражаясь, удивляет, как удивляет копия, не похожая на оригинал. Если бы читатель проштудировал все три десятка этих материалов, то его представление о советских предложениях оказалось бы крайне ущербным. Реальный же читатель посмотрит лишь одну-две статьи.

Возьмем на себя роль такого дотошного читателя. Слева - пачка вырезок, справа - текст Заявления Генерального секретаря ЦК КПСС. Прежде всего выясняется, что провинциальные журналисты дружно "не заметили" ту часть Заявления, где предлагается сократить обычные вооружения и вооруженные силы в Европе, и обошли вниманием предложение о ликвидации к концу столетия химического оружия.

Это, так сказать, зоны полного умолчания. Далее выявляется обширная область полуумолчания. Это прежде всего трехэтапный характер советского плана ликвидации ядерного оружия. Об этом принципиальном моменте упоминается лишь в одной из пяти статей, где кое-как излагается первый этап. Конспективное изложение сути этого плана занимает колонку - не более. Хотя он составлен ясно, доходчиво, как раз в расчете на массового читателя, напечатать советские предложения целиком не решилась ни одна газета.

Почему? Когда я задал этот вопрос одному западному корреспонденту в Москве, он подивился моей наивности: "Хотите, чтобы редактора обвинили в распространении коммунистической пропаганды?"

В этом полуумолчании есть, мне кажется, и другой резон. Дело в том, что именно продуманная поэтапность придает советским предложениям практичность и реализм. В отличие от риторики некоторых западных лидеров, они не носят характер общих благих пожеланий, а отличаются вполне деловым и конкретным подходом.

СЕНСАЦИЯ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО?

Здесь следует отметить вот что. Везде советские предложения подаются в виде некой упрощенной сенсационной формулы: "Русские предлагают в 15 лет ликвидировать все ядерное оружие!" Это выносится в первый "ударный" абзац практически каждой статьи. Конечно, сенсационность - отличительная черта американской журналистики, и на это можно сделать скидку. Но в то же время за такой сенсационной "шапкой" легко скрыться от освещения нежелательных деталей.

По существу, в голове у читателя остается одно: Советский Союз предлагает какой-то совершенно немыслимый план - уничтожить за полтора десятка лет все ядерное оружие. Ведь пишет же "Питтсбург пресс": "Призыв Кремля полностью избавиться от ядерного оружия к концу века следует рассматривать как утопию". Отсюда следует, что советские предложения - "пропагандистская ракета - не более того", как это вынесла в заголовок "Шривпорт ньюс" из штата Луизиана. "Уже беглый взгляд на эти предложения, - утверждает и "Детройт ньюс", - убеждает в том, что это обычная пропаганда". А калифорнийская "Сан-Диего трибюн" с апломбом утверждает: "Это предложение, несомненно, пропагандистский трюк, нацеленный на мировое общественное мнение и особенно на западноевропейцев".

Неудивительно, что на "круглых столах", проводимых с участием американских туристов в Москве, в которых автору этих строк приходилось участвовать, реакция среднего туриста была такой: "Ваши предложения, конечно, восхитительны. Я лично тоже против ядерного оружия. Но уж слишком фантастично. Вы утописты!"

Начинаем беседовать и разбираться. Говорю: "Что вы находите утопичного в том, что за 5-8 лет наши страны наполовину сократят арсенал своих межконтинентальных ракет? Разве не реально вывести из Европы все ракеты средней дальности? А как вы оцениваете наше "совершенно фантастическое" предложение Соединенным Штатам присоединиться к мораторию на ядерные взрывы? Ведь все эти меры можно проконтролировать". Тут-то и выясняется, что наши американские гости эти "детали" просто не знают - не читали и не слышали.

Заметим, что, когда три года назад президент Рейган заявил о своей "мечте" - "полном уничтожении ядерного оружия и ликвидации угрозы глобальной термоядерной войны", - американская пресса восторженно восприняла эту риторику. Теперь же советские предложения, казалось бы, направленные на исполнение этой "мечты", оцениваются как "утопические" и "пропагандистские". Это вполне объяснимо: помимо давления со стороны местного антисоветского лобби, редактор или комментатор краем глаза присматривает за преобладающим настроением в Белом доме и на Капитолийском холме.

Результаты подобной массированной обработки можно предугадать заранее. В ходе одного из опросов американцам задавали такой вопрос: "Недавно Советский Союз выдвинул предложения, которые призывают к ликвидации всего ядерного оружия к 2000 году. Считаете ли вы это предложение серьезным или же думаете, что оно является пропагандистским?" С последним вариантом ответа согласилось 65% опрошенных, с первым - 25 %. Кстати, обратите внимание на саму формулировку вопроса. В ней уже дается схематично-сенсационное изложение советских предложений, которое как бы подталкивает к определенному ответу.

Смотрите также:



Актуальные вопросы

  1. Какие новые ограничения могут ввести на продажу алкоголя?
  2. Что за вирус Fanta, который крадет деньги у пользователей онлайн-сервисов?
  3. Когда будет третья волна бабьего лета?