Примерное время чтения: 5 минут
58

ПРЕИМУЩЕСТВА СОЦИАЛИЗМА. В семье единой

...Недавно нам довелось познакомиться со статьей известного французского социолога Жан-Пьера Лежуа "Цыгане: культура и кочевой образ жизни". В ней он пишет о тяжелой доле цыган в современных капиталистических странах. Кочевье, культурную отсталость, массовую неграмотность он связывает с социальной несправедливостью, дискриминацией, предрассудками.

Да, в большинстве стран Запада положение цыган весьма тяжелое. Лишенные каких-либо документов, удостоверяющих личность, они по существу являются людьми без гражданства. Неграмотность среди них достигает 92%.

Как все это напоминает судьбу цыган в дореволюционной России и как это далеко от нашей действительности! Не романтика гнала цыган к перемене мест при царизме, а нужда, бесправие, угнетение. Ближайшие предки авторов этих строк в поисках счастья исколесили почти весь мир, а позднее - и всю Россию. О получении образования в прошлом не могло быть и речи. Грамотных можно было по пальцам перечесть. В. И. Ленин, исследуя численность национального состава учащихся в начальных школах санкт-петербургского учебного округа, в строке "цыгане" поставил цифру "4".

ЯСНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Победа Великого Октября, создание Союза ССР, построение социализма в нашей стране коренным образом изменили весь уклад жизни цыган. Им были предоставлены равные с другими народами права, принимались меры, направленные на их приобщение к оседлости, овладению различными профессиями, культурой. 1 октября 1926 г. вышло постановление ЦИК и СНК СССР "О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому и оседлому образу жизни". В Средней Азии, в Белоруссии, на Украине, Северном Кавказе и в других районах создаются первые цыганские колхозы, в Москве организуются цыганские производственные артели. С каждым годом увеличивается приток цыган в промышленность и сельское хозяйство.

Большую культурно-воспитательную работу среди цыган в Ленинграде проводила цыганская секция при Доме просвещения народов Востока - учреждении, много сделавшем для поднятия культуры ряда нацменьшинств и их интернационального воспитания. На выездных собраниях, организуемых прямо в цыганских таборах, разъяснялась политика партии по отношению к малым народностям, преимущества оседлого образа жизни, работали кружки по ликвидации неграмотности, самодеятельный цыганский ансамбль, оказывалась помощь в трудоустройстве цыган и определении их детей в школы.

В конце 20-х годов впервые в истории нашей страны была создана цыганская письменность и выработаны основы литературного языка.

За отчий дом, за Советскую Родину многие цыгане сражались на фронтах минувшей войны и отдавали жизнь, защищая честь и свободу социалистического Отечества.

Проповедуя пресловутую идею "расовой чистоты", фашистские варвары поставили перед собой цель полного истребления цыган. Массовое уничтожение мирных граждан цыганской национальности производилось фашистами повсюду в завоеванной ими Европе, в том числе и на временно оккупированной территории Советского Союза. Но их коварным планам, как видим, не удалось сбыться. Ныне свыше 200 тыс. граждан нашей страны, не стесняясь и не боясь, говорят о себе: "Мэ ром" - "Я - цыган".

ОТ КОЧЕВЬЯ - К ОСЕДЛОСТИ

При Советской власти в нашей стране не стало ни экономических, ни социальных, ни политических причин для кочевого образа жизни. Принятые меры но трудоустройству цыган, обеспечению жильем, бесплатному обучению детей привели к тому, что постепенно их жизнь изменилась.

Между тем не секрет, что порой еще на улицах городов и сел мы видим людей в цыганских национальных костюмах, которые занимаются гаданием, продажей кустарных изделий. Безусловно, это негативный факт, отражающий традиционные занятия цыган в прошлом. Однако он постепенно искореняется.

Мы знаем немало цыганских семей, в которых имеются квалифицированные рабочие, инженеры, врачи, юристы, педагоги, музыканты с высшим специальным образованием. В частности, наша семья представлена на советской эстраде певцами Москонцерта П. Г. Деметром и Л. Деметер - кстати, первой цыганкой, окончившей Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. Немало песен гражданского звучания написал и композитор П. С. Деметер, один из основоположников современной цыганской песни.

Много сделано Советским государством и для развития национального искусства цыган. Прежде всего следует сказать о создании в Москве в 1931 г. единственного в мире цыганского театра - "Ромэн". Его спектакли, пропагандируя советский образ жизни, оказывали огромное воспитательное влияние на цыганского зрителя.

Хотелось бы подчеркнуть, что "Роман", возрождая лучшие традиции национального искусства, стал своеобразным заслоном на пути так называемой цыганщины, подделки под народное искусство, принижающей и опошляющей последнее. Но, к сожалению, не все проблемы в этой области уже решены.

Цыганскому народному творчеству все же угрожают современные ритмы, безвкусица, пропаганда с эстрады устаревших нравов и обычаев, к сожалению, проникающие и в эфир, и на грампластинки. Бывает и такое: за песни цыган выдается вовсе не цыганское произведение. Наносит ущерб цыганскому творчеству также подделка под цыганское исполнение песен и танцев артистами-нецыганами. Конечно, каждый актер имеет право исполнять песни и танцы любой национальности, но при этом необходимо соблюдение одного условия - не искажать народное искусство.

Одним из результатов культурной революции в нашей стране явилось то, что произведения классиков - А. Пушкина, Л. Толстого, М. Горького и других - стали достоянием цыганского читателя, а благодаря театру "Ромэн" - и зрителя.

В многонациональную советскую литературу полноправно вошли со своими произведениями цыганские писатели А. Германо, Н. Панков, М. Безлюдский, современные прозаики и поэты И. Ром-Лебедев, П. Саткевич, И. Хрусталев, А. Дулькевич, Л. Мануш.

С 1928 г. произведения цыганских авторов на родном языке издавались в нашей стране 261 раз, тиражом около 300 тыс. экземпляров. Широко переводились они на многие языки народов нашей страны, зарубежных государств.

Г. ДЕМЕТЕР, доктор педагогических наук, профессор;

Н. ДЕМЕТЕР, научный сотрудник Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно