Примерное время чтения: 6 минут
197

МЕРИЛО КАЧЕСТВО НОЖА - РАЗРУБАЕТ ОН ГВОЗДЬ ИЛИ НЕТ. Секреты дамасской стали

В средние века на Востоке считали: дамасский клинок будет прочным, если закалишь его в теле живого человека. За одну хорошо сделанную саблю халифы и эмиры отдавали целые города... С попытки отделить были от небылиц начался разговор нашего корреспондента Бориса СТАНИШНЕВА с мастером-оружейником Леонидом АРХАНГЕЛЬСКИМ.

- Леонид, в детстве я читал, что секрет прославленной дамасской стали безвозвратно утерян. А недавно мне сказали, что ты - тот человек, который этот секрет раскрыл. Это правда?

- Давай сначала разберемся, что такое дамасская сталь. Если ее ковали тысячу лет назад у арабов, то это одно, если сто лет назад на Кавказе, то другое. В Японии с самурайских времен известно 1800 школ холодного оружия, каждая из которых применяла разные рецепты практически той же дамасской стали. Цыгане по сей день пользуются древнеиндийской технологией, и опять-таки получается Дамаск.

Если что-то и потеряли, то лишь отдельные рецептуры. Но это не важно. Важно то, что средневековый Дамаск современным качественным сталям в подметки не годится. А рассказы о том, как дамасскими саблями чуть ли не орудийные стволы разрубали, - из области легенд.

Десять лет я потратил на то, чтобы узнать о дамасских сталях все возможное: способы получения, свойства... Перепробовал все технологии: вакуумную сварку, направленную кристаллизацию, кузнечную сварку в горне, порошковую металлургию, литье. Если человек умеет плавать, то он в нужный момент выбирает нужный стиль - кроль, брасс, смотря что удобней. Так вот - я научился плавать.

- А тебе все это не кажется несколько странным? Сколько народа у нас занимается металловедением и металлообработкой, и лишь один человек столько всего исследовал и открыл.

- Просто именно эти знания применительно к холодному оружию никому не были нужны. В отечественной литературе по этому вопросу почти полный вакуум. Вообще, в России никогда не было сильных традиций работы с металлами для холодного оружия. Знаменитые русские мечи на самом деле совсем не русского производства: их привозили из Скандинавии.

После наполеоновских войн и вступления русских войск на Кавказ в очередной раз выяснилось, что наши сабли уступают почти всем, и Николай I попытался что-то предпринять. Считают, что известный мастер Кахрамон Элиазаров раскрыл русским секрет изготовления дамасских сабель. Его ученики вооружали русскую кавалерию.

Но при этом забывают, что лучшие сабельные клинки привозили на Кавказ из Германии! Выше всего ценился немецкий металл, а не местный. Сами лишь делали из клинков сабли.

В советское же время даже эти традиции были потеряны. До начала 30-х гг. еще были живы последние мастера, но им надо было чем-то кормиться, и они делали обычные топоры.

Даже ножи, применявшиеся нашими диверсантами на войне, были из стали среднего качества, уродливые по дизайну и отвратительные с точки зрения эргономики... Другое дело, что люди, которых ими вооружали, могли убивать чем угодно, хоть вилкой. А мирному населению оружие вообще иметь не полагалось.

Противоположный пример - кинжалы, которые были у эсэсовцев. Великолепная сталь. Великолепный дизайн - нацисты содрали его с кинжалов XIV века, только нанесли свою символику. Это оружие несло еще и дополнительную психологическую функцию: человек как бы черпал из него магическую силу.

- Но, насколько я знаю, высшая советская элита всегда была неравнодушна к оружию - наградному, охотничьему. И это позволяло, например, сохранять команды мастеров высшего класса, изготовлявших охотничьи ружья.

- Область стрелкового оружия все-таки была ближе к непосредственным военным нуждам. Соответственно, и к мастерам было несколько иное отношение. Наградное холодное оружие делали в значительно меньших масштабах в Кубачах и Златоусте. В Кубачах, например, выковали шашку, преподнесенную когда-то Каменеву. Да и то основной упор делали не на качество металла, а на отделку.

К ножам маршалы и генералы вообще не проявляли особого интереса. То ли дело ружье - бабахнул, подстрелил зверя, а там уже набежит обслуга, освежует, шашлык сделает...

Не было в советском обществе потребности в коллекционном холодном оружии. А сейчас она появилась. Уже есть богатые люди, готовые платить по три или пять тысяч долларов за нож. Правда, и они пока смотрят в первую очередь на отделку. Мерило качества ножа для них - разрубает он гвоздь или нет.

- Он действительно должен разрубать?..

- В принципе, да. Но это не значит, что коллекционным ножом нужно это делать. И консервные банки на охоте им тоже не нужно вскрывать. Пока "новые русские" этого понимать не хотят. Потребительское, даже наплевательское отношение к авторским произведениям для них часто - показатель удали.

Но все же появился хоть какой-то спрос, а у мастеров - возможность работать. Человек, который, подобно мне, "сдвинут" на холодном оружии, может сегодня продавать свои изделия.

- А на сбыт на мировых рынках мы рассчитывать не можем?

- Года два-три назад мы были охвачены эйфорией: труд у нас вроде дешевый, есть нормальные мастера, давайте наделаем кучу ножей, поедем на Запад и завоюем рынок. Но когда сунулись "за бугор", выяснилось, что там столько этого оружия, причем такого высокого качества, что просто так, без разбега, туда не пробьешься. И в своей массе наши ножи против тамошних - примерно как "Волги" против "Мерседесов". Я не исключаю, что у "Волги" в каких-то агрегатах технические решения остроумнее, чем у "Мерседеса", но дело-то не в этом.

Нашему мастеру нужно, как говорят, "создать условия". А вместо этого он работает и дрожит: а не прикроют ли завтра его кузницу? Для милиционера что "заточка" из напильника, что коллекционный нож - просто холодное оружие, которое "тянет за собой срок".

В советские времена меня знакомые, бывало, утешали: ничего, Леня, если тебя посадят, будешь на зоне уважаемым человеком. Сейчас, слава Богу, есть разрешения, лицензии и прочие бумаги.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно