aif.ru counter
82

"КИНОШОК" - ПЕРВЫЙ И ЕДИНСТВЕННЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТРАН СНГ И БАЛТИИ. Фестиваль без победителя

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39 25/09/1996

"Киношок" вполне можно назвать фестивалем открытий. В том смысле, что открывали его... трижды на протяжении двух дней. Церемония планировалась на Летней эстраде без крыши. Подвела погода. Пока еще было только пасмурно, разряженных артистов и гостей привезли на автобусах к Летней эстраде, куда они должны были под оркестр торжественно прошествовать посреди восторженной публики. Вальяжное шествие обернулось пугливыми перебежками под хлынувшим дождем и эвакуацией на сырые скамейки галерка. На сцене, сбившись в мокрую стаю, стояли растерянные нарядные артисты и организаторы...

ШОКИ ФЕСТИВАЛЯ

И ВОТ тут - все-таки народ у нас в массе своей душевный и геройский! - с галерки, через все пространство пустого и мокрого зала, понеслось из публики дружное хоровое пение. А также - аплодисменты, возгласы и здравицы "Киношоку". Так, стихийно, подобно природе, "срежиссировалось" альтернативное открытие "Киношока". И оно оказалось куда более живым, человечным и талантливым, чем то, что показали по телевидению. А показали открытие номер два. Оно состоялось на следующий день. Дважды. Один раз - днем, в чудом выкроенное время солнечного просвета - для телесъемки. Другой - вечером для "обилеченной" публики.

И зачем вообще необходимы кинофестивалю (и не только анапскому) эти "дежурные" открытия-закрытия? Вот "Караоке по-русски", проведенное через несколько дней, когда пели сначала артисты, а потом и зрители, - это было заводное зрелище! А всех перепела Нина Сазонова со своим "Полустаночком" и "Ромашками-лютиками"...

Итак, фестиваль начался шоком. Но нечто похожее на шок мы испытали и раньше, в аэропорту, не услышав у трапа привычных лихих казачьих песен и не вкусив вожделенного вина из кувшинов - встречали нас лишь пара детей-казачат с хлебом-солью да сиротливый хор моряков. Что такое? Анапа разлюбила свой фестиваль?

ПОХОЖЕ, НАМ БЫЛИ НЕ РАДЫ...

ОКАЗЫВАЕТСЯ, накануне открытия пятого "Киношока" в местной газете "Анапа" была напечатана глумливая заметка о том, что вот, дескать, понаедут скоро столичные халявщики и пьяницы, объедающие анапских пенсионеров и детей на деньги местной казны. Вечером на площади перед жителями генеральный директор "Киношока" Ирина Шевчук оправдывалась, объясняла, что фестиваль ни копейки не берет у местных властей и что деньги, 3 миллиарда, частично он заработал сам, а поддержало его правительство.

Мэр Анапы М. Боюр сказал: конечно, очень трудно объяснить людям, что на фоне экономических трудностей, когда задерживают пенсии, а зарплаты мизерные, москвичи снова затевают фестиваль, но все-таки он необходим, потому что он - народный. Добавим - этим своим веселым демократизмом, атмосферой дружества и семейности, полным отсутствием элитарности и снобизма он и отличается. И кино смотрели в переполненном (кстати, постоянно) зальчике все вместе, и к морю общим строем ходили, и песни вечерами запросто распевали с казаками (и такого песенного фестиваля я просто больше не припомню!)

"Киношок" - первый и единственный фестиваль стран СНГ и Балтии, в нем приняли участие 13 бывших союзных республик, и это возрождение былого дружества, теперь уже неподневольного, тоже повлияло на атмосферу фестиваля.

АРТИСТЫ, ВПЕРЕД!

МНЕ говорили актеры (а среди собранных на "Киношоке" было немало настоящих народных любимцев - Клара Лучко, Инна Макарова, Александр Михайлов, Вера Васильева, Нина Сазонова, Владимир Зельдин, Лариса Голубкина, Валентина Талызина, Людмила Касаткина, Лидия Смирнова, Ольга Кабо, Игорь Скляр): где и когда еще им просто всем встретиться, собраться вместе, пообщаться? Людям нужны праздники, и актеры - не исключение. И ведь как красиво и благородно было пригласить в Анапу, поприветствовать актеров прошлых лет! А это уже традиция "Киношока".

И нужно сказать, что на "Киношоке" они честно "отрабатывали" свои лица: командный клич главы оргкомитета Сергея Новожилова "Артисты, вперед!" действовал, как приказ на фронте. Вот и еще деталь: кого из артистов ждут, кого знают зрители? На пляже ко мне подошла пара средних лет с вопросом: кто из актеров приехал в Анапу? Я начала перечислять молодых и модных, чьи лица не сходят с телеэкранов и обложек журналов. Собеседники мои слушали с вежливым вниманием. И лишь когда я стала называть актеров старшего поколения, уже начиная с Шакурова и Михайлова, они разулыбались. И тут же пошли искать билеты на открытие... Кстати, похоже, что и призы актерам жюри присудило по принципу популярности - Елене Сафоновой и Игорю Бочкину (которого публика называла исключительно "Горячев").

КАК НА ФЕСТИВАЛЕ ЯЙЦА МЫ КАТАЛИ

НУ ВОТ тебе, читатель, и тусовка! Вкусил ее радостей "Киношок"... Но и тусовка здесь была мила и семейна. И все было - для всех, без деления на белых и розовых, "VIPов" и "неVIPов". И каждый мог увидеть президента фестиваля Виктора Мережко в приспущенных штанах, но при этом не на пляже - на конкурсе на звание секс-символа "Киношока". Условием конкурса для претенденток, помимо прочих, было - прокатить крутое яйцо из одной штанины мужчины в другую. Вот Виктор Иванович и расстегнул по-рыцарски брюки, желая помочь своей даме. А победила Алика Смехова. Потому что штаны у ее партнера были широкие...

Словом, чего греха таить, было весело. А теперь о грустном - о кино.

А ГДЕ Ж НАМ ВЗЯТЬ ТАКИЕ ФИЛЬМЫ?

ЖЮРИ во главе с известным пианистом Николаем Петровым главный приз на "Киношоке" решило не присуждать, и этим, собственно, о качестве программы все сказано. "Где шедевры?" - грозно вопрошают обычно кинокритики. Ну нету шедевров, нету - где ж их взять-то? Программа была составлена в буквальном смысле по принципу "я его слепила из того, что было". Если сделана в Эстонии одна картина "Я устал ненавидеть" - ее и взяли (кстати, картина очень интересная, к удивлению многих, оставшаяся вообще без поощрения). Если один фильм выпущен в Литве - "Нас мало", отмеченный жюри призом за лучшую режиссуру, - он и в конкурсе.

Положение в кино тяжелое. Денег нет - нет и фильмов. Программа "Киношока" просто как в зеркале отразила нынешнюю ситуацию в кино, которое пытается выжить само собой. Но, несмотря на отсутствие денег (самая дешевая картина фестиваля стоила 80 тыс. долларов, среднедорогая - около миллиона), режиссеры снимают кино как будто бы исключительно для себя. Николай Петров был более всего изумлен полным отсутствием у авторов многих конкурсных лент заботы о зрителе, о том, чтобы он не уснул или не сбежал из зала на десятой минуте.

Можно, конечно, спорить о том, что такое вообще "хороший фильм". Петров (а он, музыкант, представлял на фестивале как бы обобщенный образ простого зрителя) ответил так: "Хороший фильм - это такой, который хочется посмотреть как минимум еще раз". Таких картин на "Киношоке" не было.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы