Примерное время чтения: 6 минут
133

ПОДРОБНОСТИ. Как они улетели из плена

О том, как встречали "великолепную семерку" наших летчиков, рассказывает вице-премьер Виталий ИГНАТЕНКО.

- Сейчас все говорят, что нельзя просто так взять и убежать с гор на огромном самолете, за которым тут же будет погоня, и что все, конечно, было организовано спецслужбами.

- Это не совсем так. Пленники готовили свой побег целый год. Талибы разрешали им подходить к самолету, поддерживать самолет в рабочем состоянии, но не разрешали взлетать. Никогда талибы весь экипаж к самолету не подпускали. Шарпатов и все члены экипажа - летчики с большим опытом работы в экстремальных ситуациях, они хорошо знали этот район.

Для меня этот побег был полной неожиданностью. Хотя такой вариант спецоперации предусматривался несколькими нашими организациями: ФСБ, разведкой, ГРУ. Он разрабатывался с участием и гражданских лиц. Но и МИД, и правительство опасались, что это может привести к большим жертвам: и экипаж погубить, и людей, которые будут участвовать в такой операции. Поэтому план спецоперации, который разрабатывался здесь, никогда не доводился до сведения экипажа.

Мы полагались на цивилизованную модель освобождения. Она включала в себя и огромный выкуп за них - несколько миллионов долларов. На определенном этапе они согласились. Но никогда не сдерживали своих слов.

Президент, назначивший меня ответственным за освобождение летчиков, при каждой встрече спрашивал об этом. Он согласился на предложение Наины Иосифовны принять участие в этой акции, полететь в Пакистан, Кандагар, встретиться с заинтересованными лицами. Мы написали Беназир Бхутто, нескольким главам государств исламского мира. Но руководство Пакистана ответило, что они не могут гарантировать не то что безопасности этой акции, а даже близкого контакта с талибами.

Как они убежали?.. Это сочетание невероятного героизма, отчаяния и обстоятельств, которые им очень "подфартили". Я считаю, что сильным духом людям всегда помогают обстоятельства. Они взлетели с последней бетонной плиты. Самолет был легкий. И на высоте от 50 до 100 метров они шли на чрезвычайно низкой скорости - 380 км/ч. За ними был невероятный шлейф пыли, песка. Они скрывались от радаров - если бы поднялись выше, их тут же засекли бы. Им перекрывали движение: истребитель талибов начал подниматься, но у него лопнула шина, второй истребитель поднялся и не нашел их, потому что они пошли резко на запад, на Иран, а не на север - в Кабул и Россию. Он все время вызывал их: "Илюшин, Илюшин..." И если бы они ответили, их бы запеленговали. Они пролетели через Иран по официальному коридору, который заказывался на случай, если у них такая возможность будет.

Но все понимали: одно дело вырваться из плена, другое - дипломатически, цивилизованно вернуть их на Родину. Тем более что они улетели не просто так, а захватили с собой трех граждан другой страны. Как только мы об этом узнали, вступил в действие очень мощный государственный механизм. Мне позвонил В. Черномырдин и попросил немедленно вылететь в ОАЭ. Позвонил Сергей Шойгу, сказал, что самолет, специалисты по авиатехнике и врачи готовы. Еще через полчаса пришла записка от Е. Примакова, фактически директива посольствам о немедленных действиях. Еще через несколько часов были собраны журналисты. Черномырдин все время держал этот вопрос под контролем. Особенно хочу сказать про МЧС, которое прекрасно сработало. Я понял, что в стране есть система, которая включается по чрезвычайным ситуациям с пол-оборота. Прекрасно сработали пограничники. Не было паспортов. Андрей Николаев в пять часов утра под свою подпись дал команду: отправить всех на борт.

Нас встретила очень большая делегация руководителей правительства ОАЭ, среди них был даже сын президента. Я понял, что власти склоняются к мысли, чтобы мы забрали всех, в том числе и талибов. Что с ними делать? При этом пришлось связываться с министром иностранных дел ОАЭ, который в это время находился в Мадриде. Руководитель страны находился в Женеве. Шейх Абдулла, с кем я беседовал, все-таки не мог принять решения и уехал в город (все происходило в аэропорту). Генерал полиции, который сопровождал летчиков, не имел никаких поручений их отпускать. И это очень волновало ребят. Потом всякий раз во время переговоров возникали какие-то неожиданности: то нам говорили, что придется задержаться, то не гарантировали безопасность нашего самолета. То они требовали опровержения заявления, сделанного одним нашим политическим деятелем о том, что в Чечне воюют граждане ОАЭ. Я немедленно связался с ИТАР-ТАСС. Было сделано заявление от моего имени, его распространили по всем каналам.

Наша страна отвыкла от побед. Бесконечно нам не везет. Все время мы оправдываемся. И человек привык жить с ощущением надвигающейся беды, несчастья, неприятностей. А такой героический поступок во всех нас вселяет надежду, что мы можем победить, преодолеть себя, преодолеть любые обстоятельства. О "Челюскине" вышло несколько книг. Сейчас - это мог быть такой киносценарий... Ничего не надо придумывать. Представить людей, которые в этом участвовали: два президента -России и США. Премьер- министры -наш, Ирана, Пакистана. Президенты Пакистана, Ирана, король Марокко, король Саудовской Аравии, вся королевская эмирская семья ОАЭ, генеральный секретарь ООН, американские сенаторы. И просто безвестный врач из МЧС, безвестный чиновник МИДа. Все эти люди были в этом завязаны.

Когда я летчикам сказал, что скоро будет встреча в Кремле, они попросили: дайте нам хоть на час залететь домой. И я подумал: что ж мы опять по каким-то схемам будет действовать?! Я с борта позвонил В. Черномырдину, и он ответил: безусловно, пусть летят к семьям - это важнее любой парадности.

Список членов экипажа самолета ИЛ-76 татарской авиакомпании "Аэростан" б/н 76842, удерживавшегося с 3.08.95 по 16.08.96 в Кандагаре:

1. Шарпатов Владимир, командир ВС

2. Хайруллин Газимур, 2-й пилот

3. Здор Александр, штурман

4. Аббязов Асхат, бортинженер

5. Вшивцев Юрий, радист

6. Бутузов Сергей, бортоператор

7. Рязанов Виктор, бортоператор.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно