aif.ru counter
10.07.1996 00:00
36

ПОДРОБНОСТИ. Сергей Шахрай: "Просто мы внимательнее слушали людей..."

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28 10/07/1996

- Сергей Михайлович, как вы попали в совет избирательного штаба Бориса Ельцина?

- Состав совета подбирался очень тщательно самим Борисом Николаевичем. Он насчитывал всего полтора десятка человек. Но из всех, пожалуй, только три-четыре человека, включая Виктора Илюшина и меня, имели за плечами опыт избирательной кампании Президента Ельцина 1991 года.

Были учтены мои связи с регионами и, наверное, особенности мышления юриста-профессионала. В юридический "джентльменский набор" обязательно входит умение писать сценарии наиболее вероятного развития событий, умение предвидеть действия оппонентов, находить слабые места в защите противника, точно определять время и место для контратаки.

- Не пришлось ли вам поучаствовать в "конкурентных схватках"? Недаром ведь одной из версий последних отставок является именно борьба президентских команд - той, которая "за выборы", и той, которая "против выборов".

- В своих взаимоотношениях с другими исходил и исхожу из одного-единственного принципа - дело прежде всего. Думаю, именно поэтому мне абсолютно нормально работалось с Илюшиным и Коржаковым, с Сосковцом и Филатовым, с Яровым, Егоровым, Чубайсом. Не могу сказать, что не было споров, - были, и еще какие! Но конкуренция шла не за "доступ к телу", а за лучший проект, за лучшую идею. И это нормальная конкуренция.

- Чаще всего сейчас встречается утверждение, что ваш штаб впервые в России использовал в полном объеме зарубежные избирательные технологии, что именно они принесли успех Борису Ельцину. Так ли это?

- Абсолютно не согласен. Вот "Тайм" написал, что якобы в штабе Ельцина денно и нощно сидели американские консультанты, без которых никто и шагу не мог ступить. Наверное, вот это и есть настоящие "зарубежные технологии" - как сделать самим себе рекламу на чужой работе. Да, действительно, поступали к нам всякие рекомендации. Не знаю, от этих или других специалистов, но судьба у них была одна - все они шли в мусорное ведро, потому что к нашей жизни не имели никакого отношения. (Об участии американских специалистов читайте на с. 5. - Ред.)

Что касается собственно технологии рекламы, взаимодействия со средствами массовой информации или проведения массовых акций, то здесь методика одна и та же - общемировая: 50% - науки, 50% - таланта и чертовой прорвы ежедневной работы.

Кстати, не было ни заигрывания со СМИ, ни попыток оказывать давление. Как-то на одном из заседаний совета Ельцин сам устроил настоящую выволочку тем, кто пытался жаловаться на журналистов - дескать, "не так освещают". Заявил, что не для того избирался Президентом, чтобы командовать прессой.

Наша главная ставка была сделана все-таки не на импортные методики и не на советы имиджмейкеров. Думаю, что вопреки расхожему мнению этим "грешил" отнюдь не Ельцин, а его главный конкурент.

Вспомните хотя бы все эти демонстрации спортивной формы, подчеркнуто раскованные посещения ночных клубов, ежедневные пресс-конференции... Это ведь ближе американцам - "голливудская улыбка", стиль победителя, погоня за успехом.

А в России важнее сочувствие, сопереживание, неспешный вдумчивый разговор. У нас ведь даже когда любят, говорят - "я его жалею". Ну как можно с нашим народом разговаривать лозунгами?

Нужно не указывать людям, как им жить, а просто выслушать - что их заботит, о чем они мечтают, чего хотят.

- И что, сами россияне подсказали вам стратегию избирательной кампании или тактику работы с оппонентами?

Большую роль в предвыборной стратегии мы отвели прямому разговору Президента с россиянами от первого лица. Разговору честному, открытому, нелицеприятному и обязательно - дельному. Многие, наверное, обратили внимание на обращение Президента к жителям каждого региона по местному радио, на его брошюру "57 вопросов избирателей Президенту России", на интервью "Аргументам и фактам" и "Интерфаксу"... Результаты этой работы все почувствовали сразу - и россияне, и сам Президент.

И важнейшая позиция нашей предвыборной стратегии - "хватит делить страну на белых и красных" - идет просто от самой жизни, от общего настроения, от сердца.

Отсюда главный лозунг кампании - "Ельцин - Президент всех россиян", а не председатель ЦК одной из партий.

Сами избиратели дали ясно понять, что им дорога свобода, причем дорога всем - и тем, кто голосовал за Ельцина, и тем, кто голосовал за Лебедя или Явлинского. Но одной свободы мало. Люди хотят, чтобы она соединялась с надежным порядком и внимательной заботой государства.

Вот эта триада "Свобода - Порядок - Забота" легла в основу и стратегии избирательной кампании, и работы с оппонентами.

- А как финансировалась избирательная кампания Ельцина?

- Схемой финансирования не занимался. Здесь я не большой специалист. Знаю, что для финансирования использовался избирательный фонд самого кандидата (более 14 миллиардов рублей).

Кроме того, были и другие ресурсы. Ведь закон не ограничивает чьих-либо прав вести агитацию "за" или "против" какого-либо кандидата самостоятельно и на свои собственные средства.

Эти ресурсы не включаются в избирательный фонд кандидата и его команды, работают параллельно.

- Президент много выступал и говорил "без бумажки". Он что, все свои речи заучивал наизусть?

- Нет, конечно. В самых важных и ответственных выступлениях он пользовался специальными телемониторами. Но и в этих случаях очень часто импровизировал, настраиваясь на аудиторию.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество