228

БОЛЬШАЯ НУЖДА. Туалеты с древности до наших дней

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48 29/11/1995

"Об уровне развития нации можно судить по ее общественным туалетам", - сказал как-то губернатор Нью-Йорка миллиардер Нельсон Рокфеллер, выступая на торжественном открытии одного из таких заведений. И он был прав.

СЕЙЧАС общественные и личные туалеты в промышленно развитых странах Запада и Востока напичканы электроникой не меньше, чем кухонные комбайны или, скажем, автомобили, в которых, кстати, по желанию заказчика туалеты теперь также устанавливаются. Только они имеют приставку "био" и с помощью специальных химикатов превращают поступающие туда "материалы" в порошок без запаха, который легко утилизируется.

ГДЕ ЖЕ ИСТИНА?

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО издревле с повышенным вниманием относилось к собственным физиологическим потребностям. "In vino veritas" (истина в вине), - кричали в древнеримских кабаках дневнеримские алкаши. "In cacotorium veritas" (истина в сортире), - с достоинством спорили с ними любители вкусно пообедать. В Древнем Риме наряду с общественными банями существовали и общественные туалеты, уже тогда разделявшиеся по классовому признаку: отдельные туалеты для патрициев, отдельные - для плебеев и отдельные - для рабов. Чтобы подчеркнуть свое классовое или духовное превосходство, древний римлянин мог сказать: "С этим Гаем Юлием я бы и какать рядом не сел".

Римляне прославились и тем, что ввели туалеты в систему рыночных отношений. Императору Веспасиану, правившему Римом с 69-го по 79 г. н. э., первому пришла в голову мысль брать налог с каждого "очка" и тем самым обогащать казну. А когда возмущенные сограждане обвинили его в попытке снимать пенку с дерьма, Веспасиан сказал историческую фразу, популярную и в наши дни: "Деньги не пахнут".

Эта простая в сущности физиологическая потребность человека породила у разных народов разные же обычаи и традиции. Так, у индейцев, живущих в Андах (Южная Америка), особым шиком до сих пор считается отправлять свои естественные потребности, балансируя на краю глубокой пропасти, а у африканцев племени бамбара - с вершины высокого дерева, листья которого в этом случае идут в дело.

У индейцев Северной Америки предметом особой гордости считалось смешать свой кал с калом того животного или птицы, чье имя он носил. Это как бы приобщало индейца к своему тотемному животному, придавало ему силу, отвагу, мудрость этого животного.

ВОСТОК - ОН ВО ВСЕМ ТОНОК

ВОТ что пишет о культе туалетов в Японии доктор исторических наук А. Мещеряков: "Повышенное (с нашей точки зрения) внимание традиционной японской культуры к туалету и всему с ним связанному наследуется и современным обществом, которое считает своим долгом тщательно обихаживать отхожие места и думать об их совершенствовании".

Культ отхожих мест в Японии берет свое начало еще с глубокой древности. В японском пантеоне богов существовал даже особый бог - покровитель сортиров, которому благочестивые японцы регулярно совершали жертвоприношения рисовой лапшой или фигурками людей (в соответствующей позе), вырезанными из бумаги. Древние японцы считали, что в эти моменты человек особенно беззащитен перед силами природы.

Современный японский туалет представляет собой чудо техники, как и все, к чему прикасаются их умелые руки. Последние новинки в этой сфере позволяют посетителю получить экспресс-анализ мочи и кала, а также рекомендации по изменению режима питания.

Воспринимая многое, что приходит к ним с Запада, японцы тем не менее отказались от идеи брать деньги с посетителей общественных туалетов, а для правильного использования туалетной чудо-техники в каждой кабинке есть типовая картинка, демонстрирующая, как правильно использовать данный туалет по малой нужде и по большой.

Борьба за выживание, рассказал нам известный востоковед, пожелавший скрыться за инициалами Г. Т., заставляет китайцев по-особому относиться к продуктам собственной жизнедеятельности. Недостаток органических удобрений заставляет их выносить указанные продукты на поля... На это не может не обратить внимания любой путешествующий по Китаю, особенно в жаркое время года.

Еще в глубокой древности гостю, зашедшему в туалет по большой нужде, выражали по выходе живейшую радость и благодарность, и при нем же немедленно и торжественно выносили горшок с его экскрементами на поле, и не менее торжественно вносили в почву.

Нынешние туалеты в китайских дань-вэях, то есть в учреждениях и на предприятиях, можно определить известной фразой Высоцкого: "На 38 комнаток - всего одна уборная". В небольших городах общественный туалет представляет собой квадратный загон из кирпича без крыши высотой по пояс.

Жаркий климат заставляет мусульман по-особому относиться к чистоте собственного тела. Если в Европе биде (раковина для подмывания) - изобретение относительно недавнее, то арабы, персы, турки без кувшинчика с водой в туалет не зайдут. По-арабски туалет так и называется "домик с водой". Подмываются левой рукой, поэтому она считается нечистой, ею, например, не принято брать пищу.

У бедуинов и берберов (кочевников Аравии и Северной Африки) любую, в том числе и малую, нужду принято делать на корточках. Это, кстати, уменьшает, как говорят, возможность появления камней в мочевом пузыре.

В ДЖУНГЛИ - СО ЗНАХАРЕМ

В европейской, да и в большинстве других цивилизаций процесс отправления естественных потребностей - дело сугубо интимное, не терпящее присутствия посторонних. Но есть и исключения. Так, у некоторых народов Юго-Восточной Азии считается актом вежливости "посидеть" вместе с гостем в джунглях. Возможно, это связано с тем, что в джунглях человека всегда подстерегают опасности: неожиданно может появиться дикий слон, тигр или змея. Друг поможет отбиться от них.

Если у жителя горных районов Камбоджи что-то не в порядке со здоровьем, он идет в джунгли со знахарем. По сути это та же сдача анализов, только на природе. Знахари считают, что "посещать" джунгли нужно не менее одного раза в день, но лучше два - утром и вечером. По убеждению знахарей племени мео, испражнения здорового человека должны иметь цвет опавшей листвы и колбасообразную форму. С этими рекомендациями, впрочем, согласны и европейские врачи.

Завершая этот краткий обзор гигиены человека в ее преломлении у различных народов, нельзя не упомянуть и нашу с вами родину. Какой вклад внесли мы в этот особый сектор человеческой культуры?

На словах все мы страшно западные. В нашем лексиконе такие французские слова, как туалет, унитаз, уже упоминавшееся биде и почему-то сортир - от французского sortir - выходить. А на деле азиатчина бьет от наших туалетов своим дурным запахом...

...Очень хорошо сказал как-то посол одной западной державы в Москве: "Я преклоняюсь перед великим русским искусством. Ваши балет, опера, литература восхищают меня до глубины души". Потом он задумался, помолчал немного и добавил: "Но туалет в аэропорту города Великие Луки я не забуду никогда".

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество