Большую часть жизни мы проводим на работе. И, к сожалению, далеко не всегда идем каждое утро "на работу, как на праздник", хотя и специальность нравится, и зарплата устраивает, но вот обстановка в коллективе... Коллег и начальников мы себе, как правило, не выбираем и поэтому вынуждены мириться и с поведением неприятных для нас людей.
МНОГОЧИСЛЕННЫЕ исследования показали, что при плохом настроении производительность труда снижается на 20-40%, а у работников умственного труда - на 40-60%. Бестактность, резкость, грубость со стороны одного или нескольких сослуживцев становятся для человека хроническим стрессовым фактором, а это, естественно, не проходит бесследно для его здоровья.
В зависимости от типа темперамента в организме начинают постепенно увеличиваться колебания артериального давления, чаще болит голова, "давит" сердце, возникают различные нарушения в деятельности желудка, кишечника, желчного пузыря и поджелудочной железы. Если обстановка не меняется, с каждым днем все больше и больше расшатывается нервная система. Проходит несколько лет - в лучшем случае семь- восемь, в худшем год-два, и эти недомогания гарантированно переходят в гипертоническую болезнь 1-й степени, первую стадию ишемической болезни, хронический гастрит или колит, холецистит или панкреатит. Это серьезные заболевания, но они не идут ни в какое сравнение с тем, что может случиться при срыве нервной системы - непоправимо страдает психика. Причем от этого чаще всего страдают люди молодые, самого работоспособного возраста.
Конечно, наши нервы и здоровье страдают не только от конфликтов на работе, дома их тоже хватает. Но статистика показывает, что из 60 человек, за неделю обратившихся в медико-психологический центр, у 40 человек именно стрессовая обстановка на работе была главной причиной обращения к психиатру. Еще у 10 человек она была одной из главных.
Предрасположенность к психическим заболеваниям имеется у очень большого числа людей, легкие же и умеренные нарушения могут возникнуть практически у любого. Вероятность заболевания зависит от индивидуального порога устойчивости к отрицательным психологическим факторам, а определить, вычислить, рассчитать этот порог, к сожалению, невозможно. Это не зависит от пола, возраста, национальности, профессии, должности... Хотя, конечно, известно, что работник умственного труда больше рискует заболеть, чем человек труда физического, у руководителя "шансы выше", нежели у рядового...
Коллективы, где хороший психологический климат, отличаются уже самим принципом отношений между начальником и сотрудниками. Традицией становится общаться не только на работе, не только в формальной обстановке - эти компании объединяют хотя бы относительных, но единомышленников. В ходе неформального общения сотрудники сплачиваются, начинают не просто держаться за свое место, а дорожить коллективом.
"У меня в отделе нет мужчин и женщин, у меня все равные сотрудники", - убежденно заявлял один мой знакомый, в подчинении у которого было человек тридцать. Очень спорная, мягко говоря, точка зрения. Все мы не только работники, но и люди очень разные.
Установка "начальник всегда прав" сегодня тоже чревата для руководителя потерей уважения. Современное поколение уже не склоняет головы перед официальными авторитетами, оно требует вполне конкретных и объективных доказательств и аргументов. Отчасти такого рода нигилизм не является спецификой только нынешнего времени. Еще в Древнем Египте считалось, что молодежь недостаточно почтительна к традициям старшего поколения.
"ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ"
- для тех, кто хочет мирно жить и с коллегами, и с начальством.
- Если у вас возникло желание пойти к начальнику и высказать претензии по поводу его действий, не стоит это тут же осуществлять, когда вы возбуждены. Лучше сделать это на следующий день, когда страсти улягутся. Дело в том, что при формулировке претензии с выраженной негативной эмоциональной окраской начальник будет воспринимать ее не как деловой вопрос, а лишь как личный выпад в его адрес.
- Критика по форме, а не по сути нежелательна и в общении с коллегами, потому что она заставляет человека обороняться, задевает один из самых главных подсознательных психологических инстинктов - чувство собственной значимости. В сложных ситуациях стоит вспомнить слова американского президента Линкольна: "Не критикуйте людей, при аналогичных обстоятельствах мы были бы точно такими же".
- Постарайтесь всегда помнить о том, что вы имеете дело не с логично рассуждающими созданиями, а с существами эмоциональными, исполненными предрассудков и движимыми порой в своих поступках гордыней и тщеславием. Древние считали, что любой глупец может критиковать, осуждать и выражать недовольство. Но для того, чтобы проявить понимание и быть снисходительным, требуются сильный характер и самообладание.
- Если по отношению к вам кто-то проявляет язвительность или ироничность, старайтесь реагировать на выпад в ваш адрес не так, как этого ожидает "оппонент", а, может быть, совершенно противоположным образом. Это выбьет его из привычной колеи и сломает его имидж "остроумного весельчака".
- Если вам необходимо сказать кому-то что-то неприятное, то при оценке любых явлений или событий не переходите на личности, старайтесь анализировать и высказывать свои мысли, отталкиваясь от абстрактных или конкретных теоретических принципов, а не от своего личного мнения. При этом вы "убьете несколько зайцев": убедите другого в своей правоте, не нанесете ему личного оскорбления (т. е. останетесь с ним в хороших отношениях), проявите себя как тактичный и мудрый дипломат, действительно способный смоделировать ситуацию по своему усмотрению, оставаясь на высоте во всех смыслах - интеллектуальном, психологическом, нравственном.
- Предъявляйте требования не только к окружающим, но и к себе: старайтесь вырабатывать в себе выдержанность, терпение, снисходительность к чужим ошибкам и заблуждениям, доброжелательность, умение признать собственную ошибку и извиниться за нанесенную (пусть даже невольно) обиду.
Александр АЛТУНИН, кандидат медицинских наук, научный сотрудник НИИ психиатрии
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть