Примерное время чтения: 6 минут
58

ЗА ГОД ГАЗ УВЕЛИЧИЛ ПРОИЗВОДСТВО АВТОМОБИЛЕЙ НА 30%. Из коммунистов в капиталисты... и обратно

"Из коммунистов - в капиталисты" - так называлось возмущенное письмо группы рабочих Горьковского автозавода, опубликованное в "АиФ" N 24. Речь в нем шла о тяжелом положении на заводе рабочих, о том, как притесняет их администрация, а главное - о том, что получают рабочие копейки, а оклады у директоров - 30-60 млн. в месяц. Письмо мы напечатали, а вскоре в командировку в Нижний Новгород отправились наши корреспонденты...

- КОГДА мы прочитали письмо в вашей газете, шуму на заводе было много, - рассказывал слесарь В. Поляков. - Действительно, безобразие получается - мы за работу на конвейере получаем по 600-700 тыс., а у начальников - десятки миллионов! Вообще-то слухи о том, что они получают бешеные деньги, по заводу бродили давно, но тут уважаемая газета о том же пишет. Но потом всем желающим показывали расчетный листок с зарплатой Пугина и Видяева, и там другие цифры - 4 млн., 4 с половиной... Народ как-то и успокоился. А что до дисциплины на заводе - да, в последнее время "гайки закручивать" стали. Но это понятно - без дисциплины нельзя. А за свои места народ держится - большинство заводов в городе стоит, зарплату платят мизерную.

- Меня рабочие после выхода газеты "на ковер вызвали", - вспоминает начальник цеха сборки и сварки кузовов и кабин В. Хомутов. - Устроили в цехе импровизированный митинг. Спрашивают: "Правда ли, что у директора зарплата 60 млн.?" Я говорю: "Точно не знаю - не считал, но, думаю, цифры сильно преувеличены. Раз в 10". Тогда мне рабочие говорят: "Ладно, пусть будет у него такая зарплата, но нельзя ли нам тоже немного поднять?"

НА ГАЗе - ВСЕ СПОКОЙНО?

ЧТО же на самом деле происходит сегодня на Горьковском автозаводе, первенце советской автоиндустрии? На фоне тяжелого кризиса, поразившего автомобилестроение России, ГАЗ выглядит более чем уверенно. Как оказалось, у предприятия имеется немалый творческий потенциал: в кратчайшие сроки - всего за год - на конвейер был поставлен 1,5-тонный грузовичок "Газель". Эта модель, как говорится, попала в самую точку. "Газель" немедленно завоевала популярность и позволила существенно поправить финансовое положение предприятия. Идет крупномасштабная структурная перестройка. Выпуск 4,5-тонных грузовиков для села и нестареющих, но поднадоевших армейских вездеходов "ГАЗ-66" пришлось существенно сократить: нет заказов.

Увеличивается выпуск "Волг". Если в "застойные" времена в год их выпускалось около 70 тыс., в прошлом почти 120 тыс., то в этом планируют сделать 130 тыс. Конвейер, где собирают "Волги", ныне работает в три смены шесть дней в неделю.

Словом, по-прежнему продукция ГАЗа пользуется повышенным спросом, в том числе и на внешнем рынке. Более 10% автомобилей "ГАЗ" уходит на экспорт. Недавно, в частности, заключен контракт в 75 млн. долларов на поставку автомобилей в Венгрию. Это объясняется не только традиционно высокими потребительскими качествами и надежностью газовских автомобилей, но и разумной ценовой политикой. В отличие от своих конкурентов нижегородские автомобилестроители не поднимают цены на свои машины. Например, "Волги" завод продает за 7 - 12 тыс. долларов в зависимости от комплектации. То есть цена "Волги" сегодня сопоставима с ценой модной 99-й модели "Жигулей".

ПРОБЛЕМЫ - ОНИ ВЕЗДЕ ПРОБЛЕМЫ

КОНЕЧНО, есть на ГАЗе свои трудности. Президент открытого акционерного общества (ОАО) "ГАЗ" Николай Пугин постоянно повторяет, что самая главная проблема - качество выпускаемых автомобилей. До мировых стандартов пока далеко. Нужен и надежный современный двигатель, который по своим параметрам соответствовал бы лучшим мировым достижениям. Тот "движок", который сегодня ставится на "Волгу", слабоват и прожорлив. Эта проблема сейчас решается. С австрийской фирмой "Штайер Моторентехник ГмбХ" создается совместное предприятие по выпуску 150 тыс. двигателей в год.

Или: автозаводу очень многие должны за поставленную уже продукцию. Сумма этой дебиторской задолженности превышает 900 миллиардов рублей. Главные должники - заводы-смежники, которые делают спецавтомобили на газовских шасси, а также фирмы- дилеры. Тем не менее ГАЗ не применяет к своим должникам слишком жестких санкций. В конечном счете потеря производственных связей может обернуться потерей рынка на территории бывшего Союза.

А с целью активизации небогатых сельских потребителей автозавод пошел на беспрецедентную в нынешней российской действительности форму реализации грузовых автомобилей - по лизингу. Это (значит, что покупатель приобретает автомобиль как бы в кредит, но без права собственности.

ТАК СКОЛЬКО ЖЕ ПОЛУЧАЕТ ПРЕЗИДЕНТ?

ЕСЛИ апеллировать к западному опыту, то там хороший менеджер может зарабатывать и 100 тыс. долл. в месяц, при том, что рабочий в США, к примеру, получает в среднем 2-3 тыс. долл. А как на ГАЗе? Нам удалось заглянуть в платежную ведомость и некоторые другие бухгалтерские документы.

Президент ГАЗа получает ту зарплату, которую ему назначил Совет директоров, - среднюю зарплату работающего, помноженную на коэффициент 8. В мае, например, президенту начислили 4,4 млн. рублей.

Кроме зарплаты, Николай Пугин как акционер раз в год получает дивиденды по результатам работы своего завода. У него 4 тысячи акций номиналом 1 тыс. рублей каждая, или часть акционерного капитала в 4 млн. рублей. Дивиденд по результатам работы в 1994 году составил 300%. Значит, президенту ГАЗа начислено 12 млн. рублей дивидендов минус подоходный налог.

Так откуда же взялась такая цифра - 60 млн.? Никто из рабочих ГАЗа, с которыми мы разговаривали, не сказал: "Это я писал, это мои знакомые и т. д." Тут, кстати, вспоминается история, как две капли воды похожая на нижегородскую. Осенью прошлого года на конвейерах ВАЗа неизвестно откуда появились расчетные листочки с зарплатой директора Каданникова - тоже десятки миллионов рублей в месяц. В результате на несколько дней стал весь главный конвейер...

Недовольные политикой, проводимой Пугиным и его ближайшим окружением, на 110- тысячном ГАЗе, конечно, есть. Основная причина видится в существующей системе оплаты труда. Приблизительно 10 - 12% основного производственного персонала работают по контракту и получают значительно больше, чем те, кто трудится по найму. Как говорят злые языки, создалась некая привилегированная прослойка, рабочая аристократия, которая "жирует". И авторы "разоблачительных" писем в различные инстанции наверняка из тех, кого администрация ГАЗа не" хочет переводить на контракт и не дает высокую зарплату.

Нижний Новгород - Москва

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно