Примерное время чтения: 6 минут
198

КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ ГОСТЬ ИЗ РОССИИ ПЫТАЕТСЯ ОСТАТЬСЯ В США НАСОВСЕМ. Граница на замке: кто виноват?

Не так легко добыть пропуск в другую жизнь - даже временный. В этом каждый день убеждаются тысячи россиян, обращающихся в иностранные посольства с просьбой дать им въездную визу. У многих из них создается впечатление, что легче апостола Петра уговорить открыть двери в рай, нежели консульских работников - разрешение въехать в их страну.

ПОСОЛЬСТВО Германии. В отличие от американцев и израильтян, немцы не выстраивают барьерчиков, чтобы очередь приняла цивилизованный вид, - перед дверями роится толпа, напоминающая времена легендарного "минерального секретаря". И лексика русской служащей посольства соответствующая: "Не прите сюда, а то щас закроем!" И немец с ней рядом очень похоже поддакивает. Для тех, кто прошел внутрь, - всего один стол, за которым двое сотрудников решают вашу судьбу.

Посольство Греции. Маленький домик в узеньком переулке чем-то напоминает графскую усадьбу, где загулявший гусар принимает цыган, - в доме их не разместишь, так они табором вокруг расположились. Не хватает только плаката с Акрополем у входа, чтобы все и без виз почувствовали себя в Греции.

Посольство США. Четыре часа утра. Здесь уже собирается народ. Нервные разговоры: наслышаны, что американцы пускают не всех, что грубят и торопят, что убедить их почти невозможно. Осведомляются друг у друга, как лучше оформить анкету. "Ветераны" делятся главным: надо изобразить свою жизнь в России таким раем, чтобы они подумали, будто ты никогда от него не откажешься.

Наконец дверь. Парни в американской полицейской форме, осмотр сумки, проход через рамку-металлоискатель - и вновь очередь, уже к заветному окошку.

Вы угнетены. Вы уже не можете с достоинством разговаривать со служащим консульства. Вы - проситель...

ПОХОЖЕ, нас слишком много, и мы не слишком желанны... - Это не совсем так, - говорит генеральный консул посольства США в Москве Нэнси САМБАЕВ (или Самбаева, как хочется произнести ее совершенно "нашу" фамилию). - Мы вовсе не рассматриваем всех русских как нежелательных иммигрантов. Не мы устанавливаем и правила въезда-выезда. Это прерогативы конгресса, государственной власти.

- И тем не менее многие жалуются не только на неудобство очередей, но и на неуважительное и унизительное обращение с ними консульских работников посольства...

- Это действительно проблема. Мы стараемся что-то с этим сделать, но не все в наших силах. Как вы знаете, здание нашего посольства старое - постройки тридцатых годов. Оно давно уже стало тесно для служб посольства. Мы обращались к правительству Москвы, в УПДК с просьбой выделить нам помещение для консульства, ждем сейчас ответа. В результате каждому из посетителей служащий может уделить не более трех-пяти минут, в то время как надо, может быть, двадцать. Служащий вынужден реагировать быстро, не имея времени объяснять мотивы своего решения, что может действительно рассматриваться как невежливое обращение. Мы стараемся убеждать наших людей быть как можно более радушными, но вы сами знаете на примере своего недавнего прошлого, как это трудно, когда тебя ждет очередь и ты работаешь в режиме дефицита времени. Да и посетители не всегда проявляют сдержанность, многие грубят, пытаются скандалить.

- Но это как раз естественно. Я говорил с немалым количеством людей, считающих, что им несправедливо отказали в разрешении на поездку. Скольким русским вообще вы отказываете в разрешении на въезд?

- В день принимаем примерно 550 заявителей на неиммиграционные визы. 450 из них получают разрешение - 80 процентов. Для сравнения: в Болгарии норма отказа тоже 20 процентов, в Греции - 19, в Литве - 26, на Украине - 25, в Румынии - 41, а в Польше мы отказываем каждому второму!

А если брать по возрастам, то меньше всего шансов, к сожалению, у молодых: из тех, кому от 18 до 21 года, уехать смогут около 63 процентов, от 22 до 25 лет - 68 процентов. Это понятно: у них наименее жесткие связи с родиной, они еще не закрепились в жизни у себя. Дальше идет по восходящей, и 50 - 55-летних мы пускаем до 91 процента - солидные люди, жизнь заново не начнут.

- А как же слова, написанные на статуе Свободы при въезде в Нью-Йорк: "Придите ко мне, страждущие и гонимые"? Может быть, пора ее дополнить словами: "Действительно до 1985 года"?

- В принципе, США только рады приезжим - туристам, бизнесменам, студентам, они приносят пользу экономике, оставляя у нас свои деньги. Но слишком многие нарушают сроки выезда, и из туристов превращаются в нелегальных работников, просителей социальной помощи, бродяг и даже примыкают к криминальным элементам.

- Во времена строительства у нас социализма США настаивали на свободном выезде из СССР всех желающих. Сегодня этот принцип реализован. Что же видят перед собой бывшие совграждане, о которых вы так заботились? "Железный занавес" со стороны США?

- Каждый имеет право попросить у банка деньги, но это не значит, что каждый банк тут же даст их. Все зависит от индивидуальных обстоятельств на данный момент. Точно так же и с визами. Каждый должен иметь право покинуть свою страну, но это не обязывает другую страну принять его.

ИТАК, есть логика в позиции американцев? Пожалуй... Но нашим людям от этого не легче. К унижениям от отечественных чиновников добавляются проблемы с закордонными. И причина здесь едва ли только в отсутствии помещений и персонала. То же немецкое посольство более чем просторно. И от ГДР унаследовано немало. Дело в другом.

Несколько лет назад, когда корреспондент "АиФ" обратился к руководителю ОВИРа Р. Кузнецову с упреком, "почему создано столько препон для желающих выехать", то среди прочих услышал и такой необычный довод: "Если мы только приоткроем шлюзы, то уже через неделю американское посольство "затоварится" нашими согражданами". Так что проблема была известна еще до ее возникновения.

Но тогда была конфронтация, и Запад не только боролся за права советских граждан, но и использовал эту карту в своей политической игре. Сейчас "мяч" оказался на их стороне - и вот результат. Так ведь помимо всего прочего наших граждан еще и обирают. У многих посольств процветает бизнес, когда за очень дополнительные деньги можно получить визу без очереди. Ясно, что без заинтересованного участия в этом дипработников такое невозможно.

Россиян - вечных "очередников" - не удивишь ни поборами, ни грубостью. Хотя в отношении заграничной вежливости или хотя бы деловитости какие-то иллюзии и были. Увы! И тем не менее мы вполне готовы посочувствовать иностранным дипломатам. Но одно все же непонятно: отчего трудности эти никак не кончаются? А только усугубляются...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно