26

Нужна ли Москве Формула 1

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 01/03/2000

ЕЩЕ в начале 80-х советское руководство с подачи отца-основателя и владельца соревнований Формулы 1 Берни Экклстоуна рассматривало возможность устройства в Москве на Ленинских горах гоночной трассы, подобной той, что существует в Монако и многих других городах мира. Сейчас эта идея вновь на слуху и как никогда близка к действительному воплощению. Даже рассматривалось несколько вариантов расположения трассы: в Лужниках, Тушине, Крылатском, Нагатинской пойме, на Ходынском поле и в Новоподрезкове (район Молжаниново), что вблизи аэропорта "Шереметьево". (Это не говоря уже об откровенно фантастических проектах трассы вокруг Кремля или по Охотному ряду.) Но все ответственные за решение вопроса организации - и спортивные, и Москомархитектура, Москомприрода и прочие "москомы" - сошлись на том, что единственно приемлемый вариант - Новоподрезково. Его и предложили на утверждение правительству Москвы. Однако на состоявшемся недавно совещании с участием Юрия Лужкова с подачи одного из присутствовавших неожиданно вновь всплыло предложение о строительстве трассы в Нагатинской пойме - и споры разгорелись по новой, тормозя долгожданное окончательное решение. Но нагатинский проект заведомо негодный хотя бы потому, что трассу предлагается строить в природоохранной зоне!

Проект строительства в Новоподрезкове же, напротив, наиболее предпочтителен. Такому шумному и многолюдному объекту самое место за чертой города, но вблизи него. Близость крупной автомагистрали (Ленинградского шоссе) и международного аэропорта наиболее оптимальным образом решает проблему транспортировки огромного числа зрителей и подъездных путей. Трасса проектируется в зоне отчуждения аэропорта - то есть на землях, однозначно непригодных для жилищного строительства.

Теперь самое главное: зачем Москве Формула 1, во что она обойдется городу и будет ли от нее какой-то прок? Ориентировочная стоимость строительства самой трассы - 30 млн. долл. Всего комплекса автодрома, включая инфраструктуру, коммуникации, отели и т. п., - около 300 млн. долл. Подготовительный этап проектирования ("копейки" по сравнению с приведенными выше суммами) ляжет на городской бюджет. Само же проектирование и строительство должно и может быть осуществлено уже за счет инвесторов - как российских, так и зарубежных. "Речь идет не о какой-то специальной трассе исключительно для проведения одного-единственного этапа чемпионата Формулы 1, - считает вице-президент Федерации автоспорта и туризма Игорь Ермилин. - Предполагается строительство современного автодрома, который будет соответствовать техническим требованиям Формулы 1, но на котором будет проводиться множество соревнований в других классах кольцевых автогонок - те же этапы национального чемпионата, международные соревнования. Потребность в трассе такого уровня - и даже не в одной - сегодня существует объективно. Отсутствие автодромов международного уровня тормозит дальнейшее развитие российского автоспорта".

Постройка современного автодрома принесет пользу и городской казне. Речь идет о многих факторах, начиная с увеличения потока туристов и, соответственно, их денег, оставленных не только "на трассе", но и в отелях, ресторанах, магазинах, отданных нашим авиаперевозчикам. Ну а нужна ли Москва хозяевам и спонсорам Формулы 1? Есть ли гарантия, что они к нам все-таки придут? Грядущий запрет в странах Европы на рекламу табачных изделий (а табачные корпорации - основные спонсоры Формулы 1) уже сейчас заставляет "формульщиков" поглядывать в сторону Москвы. Что же касается возможности создания нашей команды в Формуле 1, то такие попытки уже даже предпринимались. Имеются гонщики, способные достичь необходимого уровня, и дело в конечном итоге "лишь" за деньгами. Годовой бюджет формульной "конюшни" в зависимости от ее "крутизны" составляет примерно от 30 до 200 млн. долларов. Трудно представить, какие спонсоры в столице смогут осилить такой бюджет. Но в прошлом году российская команда ЛУКОЙЛ АРДЕН участвовала в "младшем" по отношению к Ф1 чемпионате Формула 3000, затраты на участие в котором хоть и существенно ниже, но тоже немалые, и, насколько известно, компания "ЛУКОЙЛ" проявляла интерес и к московскому проекту Ф1. Так что кто знает...

НАША СПРАВКА. Лицензию на проведение гонок в классе Формула 1 сегодня имеют 33 автодрома в различных странах мира. Этапы чемпионата мира проходят на 17 из них. Европейские этапы чемпионата Ф1 собирают от 60 до 300 тыс. зрителей; Гран-при США (г. Индианаполис) - до 500 тыс. Доходная часть от проведения Гран-при может составить примерно от 6 до 50 млн. долл. Себестоимость проведения Гран-при составляет 0,5 - 1 млн. долл. Кроме того, затрат требует приобретение лицензии на проведение Гран-при. Так, пятилетняя лицензия на проведение Гран-при Венгрии обошлась этой стране в 15 млн. долл., то есть по 3 млн. за этап.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах