Примерное время чтения: 6 минут
133

Жизнь под децибелами

Куда жаловаться на шум Дежурная часть Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы: 287-31-41.

Экологическая милиция: 216-62-17.

Комиссия по рассмотрению жалоб по строительству: 299-41-47.

Объединение административно-технических инспекций: 912-42-45.

ЕСЛИ у горожан спросить, с чем у них в первую очередь ассоциируется жизнь в Москве, большинство наверняка ответит: с ШУМОМ. Не умолкающим в городе ни на минуту, даже если наглухо закрыть все форточки и окна. Казалось бы, долгое время живя в постоянном "шумовом оформлении", мы к нему адаптируемся, и вечный грохот лифта в подъезде воспринимается как привычный фон. Но рано или поздно шумовой иммунитет ослабевает, и "музыка" мегаполиса подтачивает нашу нервную систему, мы становимся раздражительными, быстро устаем и хуже спим...

Вечная какофония

ПО ДАННЫМ специалистов Москомприроды, каждый третий москвич живет в зонах акустического дискомфорта - в местах, где уровень шума превышает допустимые врачами пределы. Самый глобальный и с годами становящийся все более интенсивным источник шума - транспорт. По оценкам НИиПИ Генплана, днем на городских магистралях находится в движении около 700 тыс. единиц транспорта, не менее 20% из которого приходится на крупногабаритные грузовые машины. По санитарным правилам, комфортной для человека считается нагрузка от внешних источников шума в пределах 40 децибел днем и 30 децибел ночью. Между тем, по мнению Вадима Ицкова, специалиста столичного центра Госсанэпиднадзора, на большинстве магистралей эти нормы уже несколько десятилетий не соблюдаются. И жители домов, стоящих "на первой линии" любого многополосного шоссе, в дневное время "балдеют" от шума не меньше 60 децибел. В результате в зонах акустического дискомфорта от автотранспорта проживает 2,1 млн. чел., от железнодорожного транспорта - более 400 тыс. москвичей, грохот трамваев слышат около 300 тыс. чел., и, наконец, около 300 населенных пунктов на территории ближнего Подмосковья находятся в зоне повышенного авиационного шума.

Приятных сновидений?..

НО АВТОМОБИЛИ - это только цветочки. Другое дело - шум локальный, который бывает более коварен и непредсказуем. Например, акустическая нагрузка от промышленных предприятий, дискомфорт от которой, по оценкам Москомприроды, испытывают более 200 тыс. москвичей. По данным экологов НИиПИ Генплана, наиболее проблемными являются южный сектор города (завод ЗИЛ, районы Нагатино и Верхние Котлы), юго-восточный (заводы "Серп и молот", "Прожектор", Карачаровский и др.), а также северный (район Лихоборов, Бескудниково и проч.).

Еще одна проблема - шум от многочисленных строек, на многих из которых работы ведутся круглосуточно. Ремонтные работы на дорогах (часто с привлечением отбойных молотков и грузовиков), например, вообще положено проводить только по ночам, когда транспортный поток ослабевает. По данным Объединения административно-технических инспекций, сейчас в Москве 4,6 тыс. строительных объектов, примерно 100 из которых работают в три смены. Для получения ордера на ночные строительные бдения требуется специальное распоряжение московского правительства или на худой конец префекта данного округа. Но уж если разрешение получено, никаких ограничений на проведение, скажем, наиболее громких работ - забивания свай и проч. - не существует. Больше всего жалоб на грохот и шум на сегодняшний день у москвичей вызывает самая грандиозная городская стройка - третье кольцо. В особенности там, где в данный момент кипит работа, - в районе пл. Гагарина, Хамовников, Б. Тульской ул., Шмитовского проезда.

Но самую веселую жизнь, пожалуй, устраивают нам совсем локальные источники шума, справиться с которыми порой оказывается труднее всего. Речь идет, во-первых, о городской инфраструктуре - круглосуточно работающих магазинах, барах и ночных клубах, которых в Москве с каждым днем открывается все больше, в том числе в спальных районах. Во-вторых, о нехитрых и бесспорно незаменимых инженерных сооружениях (многочисленные бойлерные, насосные и проч.), часто расположенных в непосредственной близости от жилых зданий. Наконец, особой "любовью" у москвичей пользуется сигнализация, установленная в стоящих во дворах автомобилях. Иногда истерическая сирена будит жильцов всех близлежащих домов несколько раз в ночь, услаждая их слух до тех пор, пока не объявится перепуганный хозяин.

Стеклопакет в подарок

ЧТО ЖЕ остается делать измученным шумом москвичам - заткнуть уши ватой и заняться аутотренингом? За границей эту проблему решают, переезжая в пригород либо устанавливая на окнах стеклопакеты. Но стоит такая "обнова" несколько тыс. долл. Тем более что к стеклопакету еще нужно покупать столь же недешевый кондиционер, иначе, открыв форточку, вы получите тот же шум. По идее, учитывая потенциально повышенную акустическую нагрузку в некоторых районах, следовало бы закладывать установку стеклопакетов уже в проекты не только элитного, но и типового жилья, строящегося рядом с дорогой. Но на такую "буржуазную" роскошь власти вряд ли когда-нибудь раскошелятся. Помимо федеральных санитарных правил, ни закона, ни городской программы, как-то защищающей людей от чрезмерного шума, не существует. В Мосгордуме второй год разрабатывается закон о регулировании состояния акустической среды в Москве. В частности, предлагается ограничить применение шумовых автосигнализаций, чтобы они реагировали, скажем, только на проникновение в машину и попытку угона, а не на прохожих, кошек и т. п. Кстати, в Америке во многих штатах такие сигнализации запрещены.

Как видите, пока перспективы далеко не оптимистичны. Жизнь в городе с каждым годом активизируется, строек и машин становится больше. Правда, шума от последних, как утверждают специалисты санэпиднадзора, в ближайшие годы сильно не прибавится. Автопарк действительно будет расти и количественно, и качественно, но, дольше застревая в пробках, машины шуметь, соответственно, будут меньше. К тому же на дорогах будут чаще встречаться иномарки с не столь допотопно гремящими двигателями. Но в конце концов, шум - такая же реалия городской среды, как свалки, пробки на дорогах и проч. Мы знаем, что они есть, и стараемся их не замечать. Поэтому, по всей видимости, нам остается так же "не замечать" и шум...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно