Примерное время чтения: 5 минут
77

Контролеры выходят вечером

ПОЛУЧИВ редакционное задание выступить в роли приманки и встретиться нос к носу с контролерами, я честно моталась по городу, пересаживаясь с автобуса на троллейбус, с троллейбуса на трамвай. На двенадцатом троллейбусе проехала весь маршрут, круг по Садовому сделала на "Б". Ну хоть бы кто проездной проверил! Каково же было после этого слушать в отделе билетного контроля, что контролеров в Москве 800 человек и распределяют их по маршрутам равномерно. Да еще и проверяют: чтобы они работали на заданных маршрутах, а не на "выгодных", где пассажиров побольше.

Классификация "зайцев"

ОПЫТНЫЕ контролеры прекрасно знают, когда и где лучше выходить на охоту. Днем затишье - ездят одни студенты и пенсионеры, только в центре попадаются служащие, но они все с проездными. Настоящая работа начинается вечером: спальные районы, подвыпившие работяги - самая страда. Повадки "зайцев" зависят и от времени года. Зимой они надевают шкурки благовоспитанных пассажиров и платят за проезд - кому хочется на остановке замерзнуть. Зато с первыми теплыми деньками удирают от контролеров с невиданной прытью.

Бывают и ленивые "зайцы" - они не любят бегать. Они спокойно приходят на рынок и покупают поддельные талоны по сходной цене - по рублю за штуку. Подделки и вправду очень похожи на настоящие. Когда-то в Мосгортрансе от них надеялись спастись, меняя цвет талонов каждый квартал. Но технический прогресс не стоит на месте, поэтому подделки появлялись через неделю-две после выпуска новых билетиков. Теперь талоны печатают, как деньги, со всей серьезностью: и рельеф есть в слове "Москва", и водяные знаки - темные и светлые кружочки. Когда ввели проездные с голограммой, умудрялись подделывать и ее. Умельцев блестящий переливающийся кружок не смутил: фольгу-то в шоколадные конфеты зря, что ли, кладут!

Кусание при исполнении

ЗА ДЕНЬ НУЖНО каждому контролеру, а их в бригаде минимум двое, отловить 12-13 безбилетников. По одному запрещено ходить по технике безопасности. Ведь профессиональные травмы у контролеров - не только мозоли на ногах. В управлении билетного контроля до сих пор вспоминают, как одного контролера пырнули ножом, а другому чуть не откусили ухо. Поэтому в контролеры в основном идут мужчины. Требований при приеме на работу немного: надо быть старше восемнадцати лет и несудимым, остальное приложится. Платят контролерам немного, но регулярно - 650 руб. и премия за выполненную норму, всего получается около 1600 руб. в месяц. Сейчас, на безденежье, в контролеры идут и юристы, и медики, и учителя.

Я попала в рейд с Андреем и Павлом. Напарники работают уже четыре года. Глядя на их внушительные фигуры, думаешь: какое счастье, что у меня проездной. "Видите на руке шрамы? Это "зайцы" покусали", - показывает Паша, бритый молодой человек в темных очках. Хотя по служебной инструкции контролерам полагается "проявлять тактичность и выдержку", это не всегда получается. "Когда толкаться, драться начинают - я и ударить могу!" - спокойно добавляет Паша.

Вместе с Андреем и Пашей мы успеваем проехать на шести троллейбусах. Улов - один-два "зайца" в каждом. Все автоматически отдают по десятке. Только одна девушка просит показать удостоверение контролера, платит и расстраивается: за день второй раз штрафуют. Но от совета Андрея "все-таки платить за проезд" беззаботно отмахивается. Женщины - самые отпетые безбилетники. На требования контролеров они реагируют с королевским равнодушием. "Особенно если с ребенком, - сокрушается Павел. - Можно даже не подходить: вот, мол, у нее билет, на коленках сидит". Но молодой человек придумал способ обезвреживания безбилетных королев: "Не хочет выходить - предлагаю на руках вынести. И выношу!" В милицию ведут в крайнем случае: когда предъявляют поддельные льготные удостоверения. Раньше контролеры эти "липы" забирали, но они скапливались коробками. Теперь с подложными документами разбирается милиция, ведь это дело уголовно наказуемое.

P. S. А бывает, что общение контролера и "зайца" продолжается... на свидании. Одна девушка попалась контролеру, тот ее высадил, но, вместо того чтобы ругаться, взял и спросил: "Что вы делаете сегодня вечером?" Так что главное в любой работе - творческий подход.

Памятка для пассажира

1. ВОЙДЯ в салон, контролеры должны вам предъявить служебное удостоверение: карточка (в этом квартале - с розовой полосой) с фамилией и фотографией. Наверху - голограмма с московским гербом, на обороте - срок действия удостоверения. Все это пассажиры имеют право придирчиво рассматривать. Ну а потом уж признаваться, что билета нет, и платить штраф...

2. ДАЖЕ если пассажир пробил талон, но только что, на глазах у контролера, его имеют право оштрафовать: надо было пробивать до следующей остановки. Чаще всего начинают рыться якобы в поисках билета. И контролер сразу понимает, что перед ним "заяц": законопослушный пассажир держит пробитый талончик поблизости, у сердца.

У кого льготы?

На любом московском транспорте, кроме такси, могут ездить без билета пенсионеры и депутаты - как самые нуждающиеся. Кроме этих льготных категорий, есть еще военные, работники прокуратуры, налоговой полиции, работники милиции, судьи, таможенники, дети-сироты, слепые, воины-интернационалисты, чернобыльцы - всех не перечислить. Есть даже такая экзотическая категория, как воины - участники Карибского кризиса 1962-1963 годов. Таких, кому по именному списку выдают специальный проездной, в Москве человек четырнадцать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно