Примерное время чтения: 6 минут
1009

Ту-160: между двух огней

18 СЕНТЯБРЯ под Саратовом разбился самый современный российский бомбардировщик, борт N 1 ВВС Ту-160. Погибли четыре члена экипажа.

...МУЖИКИ оторвались от ремонта трактора и сказали: "Поселку надо скинуться и поставить пилотам памятник на том месте, куда они отвели самолет. Если бы не их героический поступок, погибли бы сотни, а то и тысячи человек".

Я стою в восьмистах метрах от места падения бомбардировщика Ту-160 и разговариваю с очевидцами разыгравшейся в прошлый четверг трагедии.

В 11 часов дня работники полевого стана, находящегося между селами Степное и Советское, сели завтракать: "Не успели мы налить себе чаю, как вдруг увидели в воздухе самолет, теряющий высоту. Через мгновение у самолета отвалился хвост". Один из очевидцев заметил катапультирующегося пилота, чей парашют от взрыва начал гореть уже в воздухе. По их словам, до столкновения с землей самолет трижды взорвался в небе. "Из-за дыма не было ясно, успели ли катапультироваться остальные пилоты. Потом самолет завалился на бок, прочертил крылом огромную борозду в поле и разбился, - вспоминают они. - Мы были примерно в километре от этого места, однако почувствовали, как пошатнулась земля и зазвенела посуда в домике. По полю пронеслась чудовищная волна плотного горячего воздуха".

Через две минуты очевидцы были на месте катастрофы. По их словам, самолета как такового не оказалось. По всему полю были разбросаны обломки железа и стекла. Появилась надежда, когда один из очевидцев почувствовал пульс у разбившегося пилота. Но позже ему объяснили, что это была судорога. "Потом мы нашли остальных. Одного отбросило аж в овраг. У всех было сильно обожжено тело". Спустя 10 минут тишину на кукурузном поле нарушили сирены эмчеэсовской машины. Район оцепили, и сельских работников попросили покинуть место аварии.

"Они - герои, - с дрожью в голосе говорит рабочий. - Пожалей они себя, случилось бы страшное. С одной стороны - село Степное, с другой - Советское. А вон там, через 3 км, - рабочий показывает в сторону Саратова, - подземное хранилище газа. Что бы случилось, если бы под землей рвануло 5 млрд. кубометров газа?! Не дай бог!"

По дороге из Энгельса в Степное ездит мало гражданских автомобилей, в основном - военные. Проезжают и тонированные иномарки. Местные жители, особенно молодежь, провожают к воротам в городок каждую машину. Еще бы - такого внимания к поселку не было, вероятно, со дня его основания. Из местной воинской части движутся эшелоны с солдатами, которые становятся в оцепление места аварии.

Неподалеку от входа в летный городок в Энгельсе, откуда вылетел в свой последний полет Ту-160, расположено местное кладбище. Три могилы летчиков (четвертого, как известно, увезли на родину в Йошкар-Олу) находятся прямо у входа. Пестрой горкой мемориальный памятник закрывают свежие цветы. Каждую минуту подходят все новые и новые жители летного городка и приносят букеты.

Сектор летного городка, где жили семьи погибших, состоит из 9-этажных новостроек. Недавно вселившиеся семьи не успели толком познакомиться друг с другом, однако трагедия, коснувшаяся нескольких семей, задела всех жителей городка.

Возле подъездов близлежащих домов крутится ребятня. Я завожу разговор с мальчишкой лет 12. "Мой отец служит в 1-м полку. Он мне рассказывал про разбившихся летчиков. Хорошие, говорит, люди они были. У Сергея Сухорукова 19-го числа день рождения должен был праздноваться. А еще отец говорит, что вместо Дейнеко, зам. командира полка, должен был лететь сам командир, но за несколько дней ему позвонила мать с Украины и срочно позвала к себе. Он взял отпуск и на неделю уехал. А тут такое! И еще должен был лететь отец моего друга, но в последний момент его заменили. Мой приятель стоял на похоронах и плакал, понимая, что на месте покойных летчиков мог быть его батя".

Отец мальчика сказал, что сейчас они собирают обломки самолета, чтобы разобраться в причинах аварии. Днем работают, а ночью стоят в оцеплении. "Батя заходит лишь поужинать", - пожаловался паренек. Я попрощался и вышел из летного городка. Перед входом увидел огромную модель самолета и за ней старый памятник, на котором высечены слова: "Не зря земля считает цветом нации кто был, кто есть, кто будет в авиации".

ЭКИПАЖ

1. Командир - Юрий Дейнеко, 40 лет. Общий налет - 1296 часов. Женат, остались сын и две дочери.

2. Помощник командира корабля - Олег Федусенко, 33 года. Общий налет - 579 часов. Женат, остались дочь и трое сыновей.

3. Штурман корабля - Григорий Колчин, 34 года. Общий налет - 2150 часов. Женат, остались двое сыновей.

4. Второй штурман корабля - Сергей Сухоруков, 30 лет. Общий налет - 540 часов. Женат, осталось две дочери.

ДЛЯ СПРАВКИ. Стратегический бомбардировщик Ту-160 (по натовской классификации "Blackjack") - самый современный самолет подобного класса в мире. Впервые о бомбардировщике нового поколения в СССР задумались в конце 60-х годов. В 1970-м к работам над новым проектом приступило КБ А. Н. Туполева.

18 декабря 1981 года прототип Ту-160 впервые поднялся в небо. Серийное производство Ту-160 началось на Казанском авиазаводе в 1986 году. По окончании государственных испытаний бомбардировщик был принят на вооружение. В 1987 году дальняя авиация ВВС получила первые Ту-160.

Максимальная скорость Ту-160 - почти две скорости звука. При этом бомбардировщик берет на борт при нормальной загрузке 9 тонн бомб, а при максимальной - 40. Дальность в 12 тыс. км делает Ту-160 идеальным средством доставки ядерного оружия. Без дозаправки самолет может находиться в воздухе по 15 часов. Экипаж состоит из 4 человек. Катапультные кресла позволяют покидать самолет на любой высоте - в том числе и на нулевой.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно