aif.ru counter
29

Воровать стали меньше, но хитрее

Гость главного редактора "АиФ" Николая ЗЯТЬКОВА председатель Счетной палаты РФ Сергей СТЕПАШИН.

ГОСТЬ главного редактора "АиФ" Николая ЗЯТЬКОВА председатель Счетной палаты РФ Сергей СТЕПАШИН.

- СЕРГЕЙ ВАДИМОВИЧ, мы по традиции встречаемся с вами в разгар лета, когда большинство людей отдыхает. Но вот незадача - начинается очередная политическая свистопляска. Крупный бизнес теснят, его рупор - Березовский призывает из Лондона к свержению существующего строя. На чьей стороне правда?

- Правда в том, что в стране установилась рыночная экономика. Об этом даже коммунисты не спорят, ратуют за нее. Но рынок - не бардак. Должны быть свои правила, внятные, прозрачные законы. Основная проблема сегодня в том, что нам до сих пор не удалось вырастить нормальный средний класс. Он и должен был стать экономической основой страны. А пока существует колоссальнейший разрыв между небольшим количеством вызывающе богатых людей и массой позорно бедных людей.

- То есть надо создать средний класс испытанным революционным способом - отобрать и поделить?

- Есть Гражданский кодекс, юридические нормы. И вопрос деприватизации сегодня ставить нельзя. Возможный путь - в совершенствовании налогового законодательства. С одной стороны, необходимо резкое снижение налогов для среднего бизнеса - они его просто задушили. И второе - ликвидировать "зоны" и "дыры", в которые деньги уходят из-под налогообложения на вполне законных основаниях. Могу привести пример проверки той же "Сибнефти". В 2001 г. они недоплатили в бюджет, по нашим расчетам, 10 млрд. руб., и это было по закону.

Деньги еще прячутся

- 10 МЛРД. РУБ. - это 300 млн. долл. Как раз на покупку "Челси". Сейчас поставлена задача удвоить к 2010 г. ВВП. Можно ли решить ее пораньше, выведя из тени весь серый и черный бизнес? А его доля оценивается едва ли не в 40% ВВП.

- Да, я согласен. Есть методика расчетов, по которой 20-30 млрд. долл. крутятся в тени, это полбюджета страны. Но и здесь решение кроется в совершенствовании налогового законодательства. Второе - требуется серьезная смена банковской идеологии. Посмотрите: кто сегодня в состоянии взять серьезный кредит за 18-19% годовых? Практически никто. В Швеции - это 0,1%, в других развитых странах - в среднем 2,4%. Там и живут хорошо. У нас же только у Сбербанка невостребованный денежный "козырек" более 560 млрд. рублей. Кредитоваться, как правило, по силам только крупным компаниям. Отсюда и отсутствие кредитования для покупки жилья. А оно могло бы стать панацеей для нашей страны. Это - и строительство жилья, и наем рабочей силы, и "кровь" для обрабатывающей промышленности. Все страны мира так живут.

- Какие у нас "черные дыры" по бюджету?

- Их практически не осталось. В минувшем году в 2,5 раза сократились цифры потерь бюджета по нецелевому использованию средств в сравнении с 2001 г. Но при этом в том же 2002 г. выявлено недопоступление доходов федерального бюджета на 110 млрд. рублей. Резервов много. Например, по Конституции мы - социальное государство, в котором недра принадлежат народу. Что он от них получает? Это не политический, а в первую очередь экономический вопрос. Поэтому сейчас готовится ряд изменений в вопросах рентных платежей за природопользование. В первую очередь это коснется нефте- и газодобывающих компаний. Нефтяники действуют часто через свои фирмы в зарубежных и внутренних офшорах. Так, не нарушая закона, они минимизируют налогооблагаемую базу. До 97% своей прибыли нефтяные компании формируют за счет таких зависимых структур. Прибыль идет в основном на выплату дивидендов и в экономику России почти не поступает.

Мы много теряем и от низкой эффективности использования нашей собственности за рубежом и внутри страны. Отсутствует внятная дивидендная политика. Что получает государство там, где имеет контрольный, блокирующий или просто свой пакет акций? На самом деле это многомиллиардный резерв.

- В свое время Счетная палата занималась поисками украденных денег за границей - на счетах в Швейцарии. Это продолжается?

- Да. Но скорее не Счетной палатой. Объясню причину: когда я был министром внутренних дел, решением Бориса Николаевича и премьер-министра Е. Примакова была создана небольшая рабочая группа. Ее возглавил я. Туда вошли руководители ФСБ, Генеральной прокуратуры и других спецслужб. Мы начали работу в Швейцарии и Люксембурге. Сегодня известно, что в этих странах действительно есть любопытные банковские счета. В том числе и "криминальные". Например, уголовника Мисюрина, бежавшего из страны. Есть счета и бывших советских чиновников.

- Золото партии?

- Нет. В конце 80-х годов кое-кто, видимо, уже чувствовал, что может сложиться тяжелая для него ситуация. Сегодня все материалы переданы в Комитет финансового мониторинга. Здесь важно подтвердить юридически происхождение тех средств, которые оказались за границей, но переводиться туда были не должны. Это сложная адвокатская и арбитражная работа. Но вот что интересно - когда нас обвиняют в том, что русские отмывают деньги, это одно. Когда говорим - давайте вернем эти деньги, срабатывает другое: "Пусть полежат... Давайте докажем, посмотрим..." Президент России недавно встречался с президентом Швейцарии. Они эту тему тоже затрагивали.

Чьи швейцарские счета?

- МНОГО лет назад один из генералов Федеральной службы охраны говорил, что западные спецслужбы сообщали им о номерах "российских" счетов в западных банках. Указывались суммы, имена и фамилии чиновников. Он говорил, что нужна лишь "политическая воля" президента...

- Когда я был директором ФСБ, мы обсуждали эту тему с моим немецким коллегой - министром, координатором спецслужб Бердом Шпенбаумом. Тогда, в 1994 г., появились публикации о том, что есть крупные вклады наших чиновников в немецких банках. Б. Ельцин дал поручение встретиться с ним и все оговорить. Я специально летал в Германию, но ни одного счета с фамилией крупного чиновника от него не получил.

Второй эпизод. 1998 г. Я встретился с известной Карлой дель Понте. Она тоже говорила, что есть подобного рода счета. Тот же результат - ни одного номера с фамилией чиновника указано не было. Скажу откровенно: у нас нет дураков, которые осуществляли бы вклады под своей фамилией. Есть совершенно другая практика и тактика работы.

- Это какие-то номерные счета? С ключевым словом?..

- Все совершенно спокойно делается и через офшоры. Причем абсолютно легально, в рамках нашего законодательства. Кстати, кроме Швейцарии, все банки мира сняли табу по поводу предоставления данных о так называемых сомнительных счетах и крупных инъекциях. В том числе и в Соединенных Штатах Америки. Поэтому сегодня увести грязные деньги уже нельзя. Жалко, что это не было сделано в 1992 г.

- А иностранные жулики могут прятать деньги в российских банках?

- Прецедентов еще не знаю.

- Понятно, что вас должны не бояться, но уважать. Откройте секрет: кому в ближайшее время следует насторожиться? Тем, кто сидит на "чеченских деньгах"?

- "Наездов" на Чечню отныне не будет. Там работает постоянная инспекция. Смотрим каждую денежную проводку. В том числе деньги на выборы и 350 млн. долл. на строительство жилья. Я понимаю, это может быть опасным для жизни. Но посмотрим каждый дом, который будет построен на эти деньги.

Самая серьезная задача - подготовка заключения на проект бюджета-2004. Исходить будем из совершенно новой задачи, которую сформулировал В. Путин: от сметного финансирования, прошу прощения, от колхозно-совхозного, к бюджету по результату.

- Деньги пойдут туда, где ожидаем эффект?

- Да. Под результат. Не под количество людей и чиновников в министерстве, а под задачи, которые им ставят. Можно хоть в десять раз сократить их количество, платить по 5-7 тыс. долл., но результата нужно достичь.

"Счетка" в смирительной рубашке

- А ПРЕМЬЕР-министр не сопротивляется?

- Мы действуем по закону. Но есть споры принципиального характера. Скажем, по акцизам на водку. Я и сейчас считаю, что их повышение вновь загоняет производство в подполье. Мы снова выходим на 4-5% доли "водочного" бюджета. Хотя при Примакове было 14-16%. Объем теневого оборота составляет 40-50%, а потери бюджета - до 40 млрд. руб. Тоже резерв. Но с нами не согласились. Правительство приняло такое решение, и это его право.

Есть другая проблема, надеюсь, осенью она разрешится. Уже два года правительство не дает положительного заключения на поправки в закон о Счетной палате. Они были внесены в качестве законодательной инициативы Советом Федерации и проголосованы единогласно. В Госдуме три года лежит и внесенный президентом законопроект о создании региональных структур Счетной палаты.

Пока мы не можем найти понимания у правительства. Это удивительно. СП - независимый орган государственной власти с особым статусом, прямо прописанным в Конституции. Ну не должны мы свою компетенцию и свое финансирование согласовывать с органом, который проверяем и ревизуем! Так мы не можем быть объективны до конца. Понятно, что, проверяя Минфин, надо помнить: он будет финансировать Счетную палату. Это грубейшее нарушение Лимской декларации, международного права. Думаю, депутаты Госдумы помогут нам осенью разрешить это противоречие.

Можно условно представить Россию в качестве открытого "акционерного общества". Его акционеры - все граждане-налогоплательщики. Парламент, правительство, руководители регионов - менеджеры, нанятые акционерами управлять делами АО "Россия".

Счетная палата - ревизионная комиссия. Защищая интересы налогоплательщиков, она проводит аудит и выясняет: насколько эффективно нанятые менеджеры расходуют финансовые средства акционеров.

Ревизор способен потребовать снятия любого менеджера путем апелляции к общему собранию АО через СМИ. Иными словами - путем выборов. Таким образом, Счетная палата должна выработать в себе психологию и стиль работы самостоятельного публичного органа. От него в конечном счете может зависеть судьба кабинета министров, любого чиновника.

- Мы начали с политического вопроса, на нем и закончим. Сейчас канун выборов. Не получится ли так, что, начав борьбу против олигархов за справедливое распределение доходов, мы вернемся к 17-му году?

- Такая опасность есть. Хотя нельзя сказать, что Счетная палата раскачивает лодку. Мы все-таки работаем достаточно корректно. Но наши материалы иногда используют политики. Эта проблема существует во многих странах мира. В России достаточно собрать подписи 90 депутатов Думы, чтобы инициировать любую проверку. Собрать подписи очень легко, а в чьих это интересах - неизвестно. Поэтому очень бы хотелось, чтобы, скажем, обязательная проверка проводилась только по постановлению Госдумы или Совета Федерации. Палата избежит втягивания в думские выборы. Но здесь мы находимся во власти законодателя.

Смотрите также:



Актуальные вопросы

  1. Что случилось с Никитой Михалковым?
  2. Можно ли остановить машинку во время стирки?
  3. О чем фильм «Капкан»?