Примерное время чтения: 8 минут
117

Реформа власти: как поделить на троих?

ЗАМЕСТИТЕЛЮ руководителя администрации президента Д. КОЗАКУ поручено изменить систему взаимоотношений центра и регионов. Если подготовленный его комиссией закон о местном самоуправлении пройдет через парламент, все города станут муниципальными образованиями. Сельские поселения численностью более тысячи жителей - муниципалитетами. Они смогут формировать свой бюджет, взимать местные налоги и сборы, принимать свою символику.

В РЕЗУЛЬТАТЕ реформы в каждом поселении - городе, поселке или объединенных в единое поселение нескольких соседних небольших деревнях - будет своя исполнительная или законодательная власть. Ее главу жители по своему усмотрению будут избирать или нанимать по контракту. Он будет отвечать за местные детсады, поликлиники, уборку улиц, общественный транспорт, контролировать муниципальную милицию. Об изменениях, которые принесет в регионы реформа, Д. КОЗАК рассказал в интервью "АиФ".

Все виноваты

- ВЫ не раз говорили о том, что реформа местного самоуправления коснется всех и каждого. Но, похоже, большинство людей все-таки еще не очень хорошо представляют, что уготовили для них в новом законе.

- Реформа как раз и нацелена на то, чтобы каждый житель нашей страны знал, что делает и за что отвечает власть на всех уровнях - на федеральном, региональном, муниципальном. Из-за того, что нет закона, который четко разграничивает полномочия между разными этажами управления страной, для многих граждан понятие власти весьма размыто. Если в районе грязь, дороги плохие, в школе холодно, кто виноват? Федеральное правительство, которое денег не дает. А местные органы власти, от которых на самом деле в первую очередь зависит благополучие жителей регионов, лихо тратят те действительно небольшие бюджетные деньги, которые находятся в их распоряжении, на что им вздумается.

Мы специально проанализировали бюджеты замерзавших уходящей зимой городов. Деньги, которые должны были быть направлены на предотвращение катастрофы, шли в футбольные клубы, на содержание лояльных властям СМИ, даже на финансовую помощь федеральным органам власти. Сегодня если и заниматься поиском виноватых, то вина федеральных властей состоит в том, что своевременно не были установлены нормальные механизмы взаимодействия между тремя самостоятельными уровнями публичной власти, однозначно не определены функции и финансовые возможности каждого из них. Суть реформы в том, чтобы закрепить законом за каждым уровнем власти свою зону ответственности и сделать ее абсолютно прозрачной для граждан. Чтобы жители субъектов Российской Федерации, городов и районов знали, какие услуги должна оказывать им федеральная, региональная или местная власть, видели, как и на что тратятся народные деньги. В условиях федеративного государства, самостоятельности местного самоуправления избиратель должен точно представлять, за какую сферу жизнеобеспечения несет ответственность каждый уровень власти. Необходимо установить такие правила взаимодействия органов власти с избирателем, чтобы он мог постоянно оценивать качество их деятельности. Если власть неэффективна, не выполняет собственные обязательства, она проиграет на очередных выборах или по воле избирателей прекратит свои полномочия досрочно. Если орган власти нарушает закон, неотвратимо должна наступать юридическая ответственность перед государством и обществом. Эти механизмы юридической и политической ответственности власти как раз и закрепляются в президентских законопроектах.

Льготы не отнимут

- ХОДЯТ разговоры, что в результате нововведений ряд граждан может лишиться привычных социальных льгот. А ведь это очень чувствительная тема. Вы представляете реакцию этих людей, когда до них дойдет, что вы им уготовили?

- В законах нет ни слова о лишении кого бы то ни было каких-либо льгот. Реформа предусматривает разграничение ответственности за социальные услуги между двумя уровнями власти - федеральным и региональным. Пропорционально объему ответственности между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации распределяются средства, фактически расходуемые сегодня на социальную сферу. В настоящее время социальные льготы устанавливаются в основном на федеральном уровне, а ответственность за их исполнение, в том числе финансирование, возложена на местную и региональную власть. Финансовые возможности регионов и местных властей не увязаны с их расходными обязательствами. В итоге региональная власть не может выполнить навязанные ей сверху обязательства, а гражданин не получает гарантированных ему законом благ. Если федеральный парламент устанавливает для ветеранов Великой Отечественной войны льготы по квартплате, то оплачиваться они должны из федерального бюджета, то есть бюджета, который федеральная власть формирует и которым она распоряжается. Если льготы по оплате коммунальных услуг ветеранам труда установил региональный парламент, плательщиком должен быть бюджет субъекта. Муниципалитет должен содержать жилищно-коммунальное хозяйство и не должен оплачивать решения вышестоящей власти. Тогда не будет перекладывания ответственности за оказание социальных услуг с одного уровня власти на другой.

- А правда, что закон о местном самоуправлении вам пришлось проталкивать на местах, что называется, вручную? Чуть ли не каждую неделю вы лично ездили в регионы и убеждали местные власти его поддержать. Таким сильным было сопротивление? Что вызывает наибольшее неприятие региональных лидеров?

- Обсуждения законопроектов в регионах никак нельзя назвать проталкиванием. Законы принимаются федеральным парламентом, а не региональными властями. Региональные конференции были нацелены на то, чтобы глубже понять все проблемы, которые волнуют жителей территорий, найти наиболее адекватные способы их разрешения. Они, несомненно, принесли практическую пользу. Львиная доля важных положений законопроектов появилась в результате региональных совещаний.

В то же время не следует строить иллюзий, что вся критика в адрес реформы со стороны региональных или местных политиков и чиновников продиктована исключительно заботой о гражданах. Власти предержащие - не святые. Обычные люди. У них могут быть свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами граждан. Чего только стоят имеющиеся сегодня предложения исключить из законопроектов нормы, обеспечивающие прозрачность их деятельности, их отчетность перед гражданами? Совершенно естественно, что многие губернаторы требуют передать им все полномочия по регулированию местного самоуправления. Представители действующей муниципальной власти категорически с таким предложением не согласны. Главы районных администраций настаивают на том, чтобы все полномочия по решению вопросов местного значения были сосредоточены на районном уровне. Городские и сельские власти отвергают эти притязания в такой же категоричной форме и вносят прямо противоположные предложения. В этих спорах все апеллируют к интересам граждан. Все эти предложения и аргументы необходимо рассмотреть и оценить. Но задача в том, чтобы вычленить из этой многоголосицы действительные интересы простого человека, чтобы принять решение в его пользу.

- Наверное, губернаторов можно понять. Сначала Москва предусмотрела механизм их снятия с должности, а теперь отбирает часть полномочий и лишает привычного финансирования из федерального бюджета. Не опасаетесь, что после принятия закона главы регионов, которые смирились с реформой как с неизбежностью, постараются если не саботировать ее, то хотя бы затянуть переходный период?

- Механизм отстранения губернаторов от должности предусмотрен в самых крайних случаях, когда законные интересы гражданина, общества, страны другим способом не защитить. Подавляющее большинство региональных лидеров относятся к этому механизму с пониманием. Полномочия региональных властей не сужаются, а значительно и законным способом расширяются. Это также большинство осознает. Что касается возможного саботирования реформы, то следует отметить, что все ее содержание, включая действия федеральных, региональных и местных властей в переходный период, детально описывается законом. В демократическом государстве дискуссия относительно законов уместна и необходима на стадии их принятия. После принятия закона он подлежит безоговорочному исполнению. В случае неисполнения закона кем бы то ни было, в особенности представителями власти, автоматически должен включаться конституционный механизм принуждения к соблюдению законов. Элементами этого механизма являются правоохранительная и судебная системы, институт досрочного прекращения полномочий должностных лиц и органов публичной власти всех уровней.

Оппозиция шумит

- КСТАТИ, как вы думаете, почему реформы у нас идут как-то тихо и медленно? Может быть, потому, что не хватает своеобразного толчка со стороны оппозиции (или самой оппозиции)?

- Как мне представляется, реформы в нашей стране идут быстро и весьма громко. Мы за десятилетие прошли путь, который многие страны проходили столетиями. Оппозиция власти в нашей стране есть. И она достаточно сильная. Но в отличие от других стран она занимает позицию, прямо противоположную тому политическому курсу, которым идет страна. Достаточно прочное положение оппозиции вынуждает власть к компромиссам. И эти компромиссы благодаря столкновению противоположных непримиримых взглядов достигают таких пределов, когда идеи, логика реформ выхолащиваются. В связи с этим нередко бывает, когда шума по поводу предлагаемых реформ много, ожидания завышены, а эффект от них невелик. С этим связано ощущение отсутствия преобразований. Вина в этом и власти, и оппозиции.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно